Комментарий к СТ 55.15 ГрК РФ

Статья 55.15 ГрК РФ. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации

1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают основы правового регулирования применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
Определенный порядок дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности включает:
- обязанность саморегулируемой организации воздействовать в дисциплинарном порядке на своих членов при несоблюдении ими требований документов пяти категорий;
- определение исчерпывающего списка пяти мер дисциплинарного воздействия;
- особенности порядка приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- право обжалования в арбитраже решения саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия.
Как обозначил законодатель, выявленное несоблюдение членом саморегулируемой организации документов пяти категорий должно инициировать применение к такому нарушителю мер дисциплинарного воздействия.
Неисполнение указанной обязанности саморегулируемой организации, которое может быть выявлено Ростехнадзором в ходе внеплановой проверки по заявлению инициатора жалобы, неудовлетворенного ее рассмотрением, в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса, становится поводом к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).
Отметим, что комментируемые нормы обозначены в соответствии с общими правилами ч. 8 ст. 9 ФЗ о СРО, в порядке которой при выявлении нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

2. В отличие от общих правил ч. 4 ст. 10 ФЗ о СРО (где определен расширенный перечень видов дисциплинарного воздействий с включением штрафа) нормами ч. 2 комментируемой статьи установлен исчерпывающий список из пяти мер без включения в него штрафных санкций.
Предписание по своей сути представляет доведенное до сведения нарушителя указание (уведомление) на содержание и обязательность устранения правовых нарушений в сфере градостроительной деятельности с обозначением определенного срока на такое устранение.
Предупреждение обеспечивает уведомление нарушителя о недопустимости выявленного нарушения и применении более жестких мер воздействия, если нарушения члена саморегулируемой деятельности в комментируемой области не будут устранены.
По общим правилам ч. ч. 5 и 6 ст. 10 ФЗ о СРО предписание и предупреждение принимаются большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и вступают в силу с момента их принятия указанным органом. При этом саморегулируемая организация в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации направляет копии такого решения члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
Также следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 10 ФЗ о СРО решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации предписания и предупреждения могут быть обжалованы членами саморегулируемой организации в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации в сроки, установленные саморегулируемой организацией.
Приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ не обозначено в общих правилах саморегулирования и осуществляется в порядке норм ч. 3 настоящей статьи.
Прекращение в порядке п. п. 3 и 6 ч. 15 ст. 55.8 ГрК России действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, равно как и исключение из членов саморегулируемой организации в соответствии с п. п. 7 и 8 ст. 55.10 Кодекса, входит в исключительную компетенцию высшего органа управления - общего собрания членов саморегулируемой организации.
Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 55.17 Кодекса в день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети Интернет, вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приостановлении и о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) уведомление о принятом решении.
При этом в порядке п. 6 ч. 2 ст. 55.18 Кодекса в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся сведения о приостановлении и о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в отношении каждого члена саморегулируемой организации).
И наконец, пятой мерой дисциплинарного воздействия является исключение из членов саморегулируемой организации.

3. Часть 3 рассматриваемой статьи включает особенности правового механизма приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ.
Такими особенностями законодатель обозначил:
- возможность приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, если владельцем этого свидетельства не соблюдаются требования документов трех категорий (технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций);
- период приостановления действия устанавливается на время устранения выявленных нарушений, но не более чем на шестьдесят календарных дней;
- обязанность нарушителя в период приостановления действия свидетельства о допуске самостоятельно выполнять только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений, а также уведомить саморегулируемую организацию об устранении выявленных нарушений;
- обязанность саморегулируемой организации в течение десяти рабочих дней со дня уведомления осуществить проверку результатов устранения выявленных нарушений и принять решение о возобновлении действия свидетельства о допуске либо об отказе в таком возобновлении с указанием причин принятия этого решения.

4. В соответствии с рассматриваемыми положениями принятое саморегулируемой организацией решение о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение, что реализует общее правило саморегулирования, установленное нормами ст. 11 ФЗ о СРО, согласно которой любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.