Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений

СТ 55.14 ГрК РФ.

1. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы на действия (бездействие) своих членов и иные обращения, поступившие в саморегулируемую организацию. Жалобы на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иные обращения, поступившие в саморегулируемую организацию, подлежат рассмотрению саморегулируемой организацией в течение тридцати календарных дней со дня их поступления, если законодательством Российской Федерации не установлен иной срок. Саморегулируемая организация по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) своих членов, а также обращения, не являющегося жалобой, но требующего в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации рассмотрения, принимает соответствующее решение. Указанное решение или в случае, если принятие решения не требуется, ответ на обращение направляется лицу, направившему жалобу или иное обращение, посредством почтового отправления по почтовому адресу, указанному в жалобе или ином обращении, либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе или ином обращении.

2. В случае выявления в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) члена саморегулируемой организации или иного обращения нарушения членом саморегулируемой организации обязательных требований саморегулируемая организация применяет в отношении такого члена меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55.15 настоящего Кодекса.

3. Процедура рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов саморегулируемой организации и иных обращений, поступивших в саморегулируемую организацию, утверждается внутренними документами саморегулируемой организации, предусмотренными статьей 55.5 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении жалобы на действия члена саморегулируемой организации на заседание соответствующего органа саморегулируемой организации должны быть приглашены лицо, направившее такую жалобу, и член саморегулируемой организации, на действия которого направлена такая жалоба.

5. В случае обнаружения саморегулируемой организацией факта нарушения членом такой саморегулируемой организации требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства саморегулируемая организация обязана уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе иных объектов капитального строительства.

Комментарий к Ст. 55.14 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи устанавливают особенности правового механизма рассмотрения обращений, жалоб на действия своих членов, поступающих в саморегулируемые организации в области градостроительной деятельности. Таковыми представляются:
- право саморегулируемой организации рассматривать жалобы на действия своих членов в месячный срок со дня их поступления, если законодательством РФ не установлен меньший срок;
- направление решения, принятого по результатам рассмотрения этой жалобы (обращения) лицу, их направившему;
- обязанность применения мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования;
- регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) документами саморегулируемой организации (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса о правилах контроля в области саморегулирования и системе мер дисциплинарного воздействия);
- обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего органа саморегулируемой организации при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации);
- обязанность саморегулируемой организацией уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.
В ч. 1 комментируемой статьи установлено право саморегулируемой организации на рассмотрение поступившей жалобы (обращения) в месячный срок. При этом в соответствии с общими правилами саморегулирования жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации с порядке ч. 4 ст. 9 ФЗ о СРО служит основанием для проведения внеплановой проверки (о мерах контроля см. комментарий к ст. 55.13 Кодекса). Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 5 ст. 19 ФЗ о СРО рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации.
Следует отметить, что направление решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (обращения), реализует право инициатора (заявителя) на получение доступной необходимой информации (см. ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) и при несогласии с таким решением может послужить поводом к его обжалованию в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.

2. В ч. 2 комментируемой статьи обозначена обязанность саморегулируемой организации применять меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами ч. 1 ст. 55.15 Кодекса, если в результате рассмотрения жалобы установлено нарушение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.
Неисполнение этой обязанности, которое может быть выявлено, например, по заявлению инициатора жалобы, неудовлетворенного ее рассмотрением, в ходе внеплановой проверки Ростехнадзором в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса, может служить основанием к обращению последнего в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (см. ч. 7 ст. 55.19 Кодекса).

3. Положения комментируемой части устанавливают, что регламентация процедуры рассмотрения жалоб (обращений) осуществляется документами саморегулируемой организации, т.е. правилами контроля в области саморегулирования и системой мер дисциплинарного воздействия (см. ч. 1 ст. 55.5 Кодекса), что соответствует общим правилам ч. 2 ст. 10 ФЗ о СРО, согласно которой процедура рассмотрения жалоб в отношении членов саморегулируемой организации, содержание указанных нарушений определяются внутренними документами саморегулируемой организации.
Например, специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Волгоградские строители" (далее - партнерство) мер дисциплинарного воздействия (далее - специализированный орган) создан решением совета Партнерства от 9 апреля 2009 года, протокол N 4. Согласно утвержденному Положению специализированный орган рассматривает:
- жалобы на действия членов партнерства;
- дела о нарушениях членами партнерства при осуществлении своей деятельности требований стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования.
Специализированный орган направляет в совет партнерства рекомендации о применении в отношении членов партнерства мер, предусмотренных положением о мерах дисциплинарного воздействия, применяемым в партнерстве. Специализированный орган вправе применять самостоятельно следующие меры дисциплинарного воздействия:
- вынесение предписания об обязательном устранении членом партнерства выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену партнерства предупреждения.
Решения специализированного органа принимаются простым большинством голосов его членов. Заседания специализированного органа проводятся по мере необходимости. Заседания специализированного органа созывает и проводит руководитель специализированного органа или - по его поручению - заместитель руководителя.

4. В соответствии с нормами ч. 4 комментируемой статьи саморегулируемая организация должна обеспечить обязательное приглашение к участию на заседании соответствующего (дисциплинарного) органа при рассмотрении жалобы инициатора (заявителя) и ответчика (соответствующего члена саморегулируемой организации).
Отсутствие приглашения участвовать в рассмотрении жалобы ее инициатора может стать поводом к обжалованию решения по жалобе в судебном порядке либо к обращению с соответствующим заявлением о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) в порядке ч. 2 ст. 55.19 Кодекса.

5. Рассматриваемые нормы включают обязанность саморегулируемой организации уведомить Ростехнадзор при обнаружении фактов нарушения требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов особой категории согласно ч. 3 ст. 54 Кодекса или региональный орган государственного строительного надзора при обнаружении указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.
Так, например, согласно Правилам контроля в области саморегулирования в Региональном некоммерческом партнерстве "Содружество строителей Республики Татарстан" (п. 5.3) в случае обнаружения при проведении проверки факта нарушения членом партнерства требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства президент обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в ч. 3 ст. 54 комментируемого Кодекса), или орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора (в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства).

Приведем еще один пример. Правила контроля в области саморегулирования саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие" (утв. решением общего собрания членов СРО Некоммерческое партнерство "Региональное объединение строителей "Развитие", протокол от 11 марта 2011 г. N 01/0311) - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-членами партнерства требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правила саморегулирования партнерства, требования стандартов партнерства, устав партнерства, положения и иные внутренние документы партнерства. В соответствии с положениями п. п. 4.1, 4.1.2 Правил контроля в области саморегулирования одним из оснований для проведения внеплановой проверки деятельности членов партнерства является получение партнерством информации (жалоб, заявлений, уведомлений) от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, иных лиц о фактах нарушения членом партнерства технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, в том числе о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникновении в результате деятельности члена партнерства угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества.

Второй комментарий к статье 55.14 ГрК РФ

1. В настоящей статье урегулирован порядок рассмотрения ГрСРО жалоб и обращений. Установлено, что ГрСРО вправе рассматривать жалобы на действия своих членов, а также иные обращения, поступившие к ней. Закон не ограничивает круг лиц, имеющих право направлять обращения в ГрСРО, из чего следует вывод, что таковыми могут быть и физические лица, и организации, и субъекты публичного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления). Закон также не ограничивает круг вопросов, по поводу которых в ГрСРО могут быть направлены обращения.

Комментируемая статья (ч. 1) устанавливает максимальный срок для рассмотрения жалобы или обращения, который составляет один месяц со дня поступления, если законодательством не установлен меньший срок. При этом новая редакция статьи, вступающая в силу с 1 июля 2017 г., несколько иначе определяет срок - как 30 календарных дней со дня поступления, если законодательством не установлен иной срок - таким образом, в определенных случаях жалоба или обращение могут рассматриваться и дольше.

Большинство собственно процедурных вопросов, равно как и обеспечение единого подхода в работе с обращениями, оставлено на усмотрение самой ГрСРО (ч. 3 комментируемой статьи). В настоящее время многие ГрСРО в составе внутренних документов утверждают положения о работе с жалобами и обращениями.

Например, довольно типичные правила установлены в Положении о порядке рассмотрения обращений в Некоммерческом партнерстве "Объединение строителей Санкт-Петербурга". Определено, что работа с обращениями (понятие "обращение" включает в себя письменное предложение, заявление, запрос или жалобу, а также устное обращение членов Объединения, государственных органов и иных лиц) является прямой служебной обязанностью сотрудников Объединения. Установлено также, что письменные обращения принимаются только на бумажном носителе на русском языке.

Обращения, поступившие в Объединение, подлежат обязательному рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных Положением. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в нем. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, направленное членом Объединения, относящееся к компетенции Объединения, рассматривается в течение 30 дней. Письменный запрос государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанный с рассмотрением поступившего к ним обращения, рассматривается в течение 15 дней, если иной срок не установлен в запросе. Обращение, направленное иными лицами, рассматривается в течение 45 дней. Сроки, предусмотренные Положением, исчисляются в рабочих днях со дня регистрации обращения. Если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением обратившегося лица о продлении срока рассмотрения его обращения. Генеральным директором Объединения или его заместителем могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращения, если этого требуют интересы дела.

Ответ на обращение не дается, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Однако, если возможно прочитать почтовый адрес и фамилию заявителя, ему сообщается о причинах оставления обращения без ответа. В случае если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения Объединения вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется лицо, направившее обращение. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина или наименование юридического лица, государственного или муниципального органа, направившего обращение, и почтовый адрес, ответ на обращение не дается <179>.

--------------------------------

<179> URL: http://sros.spb.ru/images/upload/ud/346.doc (дата обращения: 28.02.2017).

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, выявление в результате рассмотрения жалобы на действия члена ГрСРО нарушения им требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов СРО, правил саморегулирования ГрСРО влечет применение в отношении такого члена мер дисциплинарного воздействия (установлены в ст. 55.15). Подразумевается, что в процессе подготовки ответа на жалобу (по аналогии эту норму можно распространить и на заявления) ГрСРО проводит соответствующие проверки (в соответствии со ст. 9 ФЗ "О саморегулируемых организациях" в случае выявления нарушения членом ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ГрСРО материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия). В ходе проверок ГрСРО может запрашивать документы, материалы и сведения в государственных органах, органах местного самоуправления, у иных должностных лиц. В новой редакции текст нормы в значительной степени сокращен, упомянуты лишь "нарушения обязательных требований".

Комментируемая статья определяет в качестве обязательного требования, что при рассмотрении жалобы на действия члена ГрСРО на заседание соответствующего органа ГрСРО должны быть приглашены лицо, направившее такую жалобу, и член ГрСРО, на действия которого направлена такая жалоба. Неисполнение данного требования влечет недействительность решения о применении к организации (индивидуальному предпринимателю) мер дисциплинарной ответственности. Судебная практика придерживается этой же позиции (см. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2015 г. по делу N А12-8710/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2016 г. по делу N А12-8710/2015).

В том случае, когда обращение или жалоба не рассматриваются по существу, негативного последствия в виде применения к члену ГрСРО мер дисциплинарного воздействия не наступает. Основания отказа в рассмотрении жалобы или обращения определяются внутренними документами ГрСРО. К ним могут относиться следующие обстоятельства:

- в тексте не указаны фамилия, имя и отчество гражданина (наименование юридического лица), обратившегося с заявлением;

- текст не поддается прочтению;

- в заявлении содержатся вопросы, решение которых выходит за пределы компетенции ГрСРО (в том числе, если обжалуется судебное решение или решение должностного лица правоохранительного органа и т.п.);

- от заявителя поступило заявление о прекращении рассмотрения заявления (жалобы).

Обязательным элементом процедуры рассмотрения жалобы на действия (бездействие) члена ГрСРО является информирование компетентного органа в случае обнаружения факта нарушения членом ГрСРО требований технических регламентов, проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч. 5). Комментируемая статья предусматривает обязательность уведомления либо Ростехнадзора <180>, либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, в случае обнаружения указанных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте иных объектов капитального строительства.

--------------------------------

<180> Если речь идет об объектах, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектах обороны и безопасности, иных объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорогах федерального значения, объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в ст. 48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I - V классов опасности, иных объектах, определенных Правительством РФ.