Статья 55.16 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Компенсационные фонды саморегулируемой организации

СТ 55.16 ГрК РФ.

1. Саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

2. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

3. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 16 настоящей статьи и частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса.

4. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, и следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса;

6) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда на специальный банковский счет, открытый в иной кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, при закрытии специального банковского счета, на котором размещены указанные средства, в случае, указанном в части 8.1 статьи 55.16-1 настоящего Кодекса;

7) перечисление взноса в компенсационный фонд возмещения вреда индивидуального предпринимателя, юридического лица, прекративших членство в саморегулируемой организации, на специальный банковский счет в соответствии с частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса;

8) возврат излишне самостоятельно уплаченных членом саморегулируемой организации средств взноса в компенсационный фонд возмещения вреда саморегулируемой организации в случае поступления на специальный банковский счет такой саморегулируемой организации средств Национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с частью 16 настоящей статьи.

5. Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 настоящей статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;

5) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных настоящим Кодексом и Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса;

6) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальный банковский счет, открытый в иной кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, при закрытии специального банковского счета, на котором размещены указанные средства, в случае, указанном в части 8.1 статьи 55.16-1 настоящего Кодекса;

7) перечисление взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств индивидуального предпринимателя, юридического лица, прекративших членство в саморегулируемой организации, на специальный банковский счет в соответствии с частью 10 статьи 55.7 настоящего Кодекса;

8) возврат излишне самостоятельно уплаченных членом саморегулируемой организации средств взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в случае поступления на специальный банковский счет такой саморегулируемой организации средств Национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с частью 16 настоящей статьи.

6. При снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 - 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

7. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства которого был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.

8. В случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда или договору подряда на осуществление сноса осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.

9. В случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

10. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:

1) пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

11. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) триста пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) три миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

12. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

13. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

14. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

15. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в части 14 настоящей статьи, в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.16-1 настоящего Кодекса, а также в течение одного рабочего дня, следующего за днем зачисления таких средств, разместить информацию об их объеме на своем официальном сайте в сети "Интернет".

16. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

16.1. По заявлению о перечислении, указанному в части 16 настоящей статьи, средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) перечисляются Национальным объединением саморегулируемых организаций в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого заявления в Национальное объединение саморегулируемых организаций в размере уплаченного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, но не более размера взноса, подлежащего уплате таким лицом в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, принявшей решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

16.2. В случае отсутствия на момент принятия решения по заявлению о перечислении, указанному в части 16 настоящей статьи, на специальном банковском счете (счетах) Национального объединения саморегулируемых организаций средств соответствующего компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации в объеме, достаточном для удовлетворения такого заявления, средства компенсационного фонда перечисляются частями в размере остатка средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, членом которой являлись юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при этом общая сумма таких частей не может превышать размер средств, указанных в части 16.1 настоящей статьи.

17. Основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

18. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 настоящей статьи, направляет уведомление лицу, обратившемуся с таким заявлением, с обоснованием принятого решения.

Комментарий к Ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ

1. Об особенностях страхования членами саморегулируемой организации рисков, связанных с работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного Кодекса.
О трех конкретизированных обязательных требованиях, предъявляемых к статусу саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности, в том числе материальном критерии обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами наличием соответствующего компенсационного фонда, см. комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.
Отметим, что обязательное условие о минимальном размере компенсационного фонда саморегулируемой организации действует, если такая организация самостоятельно установила в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации.
Основы правового регулирования формирования и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации регламентированы положениями п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 10 ч. 1 ст. 7 и ст. 13 ФЗ о СРО.
Объемные положения комментируемой статьи устанавливают особенности создания и функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, к которым следует относить:
- обязанность саморегулируемой организации нести в пределах средств фонда субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Кодекса;
- запрет освобождения члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации;
- определение исчерпывающего перечня четырех случаев выплаты из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации;
- условия размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях (срок возврата средств из указанных активов десять рабочих дней);
- условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 настоящего Кодекса (см. ч. 5 настоящей статьи);
- определение пяти категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации;
- определение шести категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства;
- порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Основы правового регулирования субсидиарной ответственности регламентированы положениями ст. 399 ГК РФ, согласно которой субсидиарной является ответственность лица, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При этом, во-первых, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Во-вторых, лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск, то привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.
Следует отметить, что согласно п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п. 1 ст. 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи устанавливают запрет на освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.
Согласно общими правилами ч. 14 ст. 13 ФЗ о СРО взыскание требований по любым обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Говоря об обязательности взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, обратим внимание на письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/207, в котором по вопросу подтверждения внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации сообщается, что с учетом норм п. 1 ст. 252, подп. 29 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ подтвердить осуществленные расходы о внесении взносов в компенсационный фонд организация может следующими документами:
- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;
- платежными поручениями на перечисление взносов;
- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

3. В рассматриваемой части в продолжение норм о "неприкасаемом" характере компенсационного фонда также обозначен запрет на осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением исчерпывающего перечня из четырех случаев:
1) исполнение требований ч. ч. 4 и 5 ст. 3.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ в части возврата бывшему члену саморегулируемой организации уплаченных им взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если соблюдаются три обозначенных условия, в том числе о том, что виды работ, указанные в свидетельстве о допуске, до 1 августа 2010 г. были исключены из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) возврат ошибочно перечисленных средств;
3) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера в соответствии с нормами ч. 4 настоящей статьи, а также общими правилами ч. ч. 5 - 12 ст. 13 ФЗ о СРО;
4) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности в порядке ч. 1 комментируемой статьи в целях возмещения вреда и погашения судебных издержек.

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи конкретизируют общие правила ч. ч. 5 - 11 ст. 13 ФЗ о СРО о функционировании компенсационного фонда саморегулируемой организации, согласно которым:
- размещение и инвестирование средств компенсационного фонда осуществляются через управляющие компании;
- специализированный депозитарий на основании договора об оказании услуг осуществляет контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, правил размещения таких средств и требований к инвестированию, а также за инвестированием средств компенсационного фонда согласно принятой саморегулируемой организацией инвестиционной декларации;
- доход от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда;
- заключение договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием осуществляется по результатам конкурса согласно порядку, установленному внутренними документами саморегулируемой организации;
- в объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда;
- в государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда;
- дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией.
Особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, согласно рассматриваемым положениям, обозначено, во-первых, обязательное размещение средств этого фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях. Во-вторых, срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней.

5. Правила ч. 5 настоящей статьи включают условия пополнения компенсационного фонда при осуществлении выплат из него средств саморегулируемой организации в соответствии со ст. 60 Кодекса (при возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства).
Так, законодателем установлена обязанность виновного члена (бывшего члена) и других членов саморегулируемой организации пополнить компенсационный фонд с учетом минимального размера в порядке п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, если его средствами осуществлена выплата на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом внесение взноса в компенсационный фонд должно быть обеспечено в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат, а порядок и размеры взносов устанавливаются уставом саморегулируемой организации.
Так, например, в соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Положения о компенсационном фонде саморегулируемой организации "Региональное некоммерческое партнерство "Содружество строителей Республики Татарстан":
1) средства компенсационного фонда, потраченные в целях размещения средств компенсационного фонда партнерства, в целях его сохранения и увеличения его размера (подп. 2 п. 4.2 Положения) подлежат восполнению за счет виновного члена партнерства (бывшего члена партнерства). Незамедлительно при осуществлении соответствующей выплаты предъявляется требование о восполнении средств компенсационного фонда виновному лицу, и предпринимаются все необходимые действия для взыскания соответствующих средств, в том числе в судебном порядке;
2) при уменьшении размера компенсационного фонда ниже минимального исполнительный орган партнерства - Президент информирует об этом членов коллегии партнерства и вносит предложения о восполнении средств компенсационного фонда за счет взносов членов партнерства. Решение о дополнительных взносах в компенсационный фонд с целью его восполнения принимает коллегия партнерства. В решении коллегии партнерства должны быть указаны:
- причина уменьшения размера компенсационного фонда ниже минимального;
- размер дополнительного взноса в компенсационный фонд с членов партнерства;
- срок, в течение которого должны быть осуществлены взносы в компенсационный фонд;
- меры для предотвращения в последующем сбора дополнительных взносов в компенсационный фонд партнерства.
Обратим внимание на инструктивное письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 03-03-06/4/108, в котором указывается, что доходы саморегулируемой организации, являющейся в соответствии с ФЗ о СРО некоммерческой организацией, от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда не отнесены НК РФ к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В связи с этим доходы, полученные от размещения на депозитном счете средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
В другом письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 мая 2010 г. N 03-11-06/2/79 об обложении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, полученных в качестве процентов по договору банковского вклада налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), говорится, что:
- на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ;
- при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ;
- согласно п. 6 ст. 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, относятся к внереализационным доходам;
- статья 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что организации вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом;
- доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

6. Положения рассматриваемой части устанавливают пять категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации подготовки проектной документации реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 1 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (5 млн. руб.).
Критерии других четырех категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации подготовки проектной документации по одному договору до 300 млн. руб.
При анализе правового регулирования порядка внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации следует указать на обозначенные в ч. ч. 1.1, 10.1 и 11 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ особенности правового механизма допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно которым:
- член саморегулируемой организации не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Таким образом, при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения, а затем приступать к работе;
- количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации, не ограничивается;
- член саморегулируемой организации обязан до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации согласно комментируемым положениям;
- основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, предусмотренном ч. 10.1 ст. 55.8 Кодекса.

7. Часть 7 комментируемой статьи определяет шесть категорий (в зависимости от стоимости планируемых работ) минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Критерии первой категории минимального взноса в компенсационный фонд при осуществлении работ по организации строительства реализуют правило минимального размера такого фонда, установленное нормами п. 2 ч. 2 ст. 55.4 Кодекса, и определяют минимальную учитываемую стоимость планируемых работ (10 млн. руб.).
Критерии других пяти категорий определены согласно увеличению стоимости планируемых работ по организации строительства по одному договору до 10 млрд. руб.

8. Последней особенностью функционирования компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности согласно ч. 8 рассматриваемой статьи обозначен порядок использования средств компенсационного фонда саморегулируемой организации при исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Таким образом, снятие статуса саморегулируемой организации с некоммерческого партнерства лишает его права распоряжаться средствами компенсационного фонда, которые в данном случае подлежат зачислению на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида и могут быть:
- использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- размещены в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях в порядке норм ч. 4 комментируемой статьи.
Следует добавить, что в соответствии с положениями п. 9.1 ч. 3 ст. 55.22 Кодекса принятие решения об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций и средства компенсационного фонда которой зачислены на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда согласно ст. 60 Кодекса, входит в расширенный перечень одиннадцати полномочий совета Национального объединения саморегулируемых организаций.

Второй комментарий к статье 55.16 ГрК РФ

1. В настоящей статье устанавливаются правовые основы формирования и использования компенсационных фондов, создаваемых ГрСРО в целях материального обеспечения имущественной ответственности членов ГрСРО перед потребителями и иными лицами в случаях, когда такая ответственность наступает в связи с осуществлением индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом градостроительной деятельности того или иного вида.

В комментируемой статье (ч. 1) конкретизированы те основания наступления ответственности, для обеспечения которой должны быть созданы компенсационные фонды. Речь идет об обязательствах, возникших вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения. В определенной степени эта норма является развитием положения ст. 13 ФЗ "О саморегулируемых организациях", где установлено, что СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;

2) формирование компенсационного фонда.

При этом Закон оговаривает, что СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). В комментируемой статье уточняется, что речь идет о солидарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов в случаях, предусмотренных в ст. 60 ГрК РФ. Согласно ч. 5 указанной статьи собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, а также к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Кроме того, данная статья определяет, что ГрСРО и Национальное объединение несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, частным партнером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию.

Показательно, что в прежних редакциях ГрК РФ (действовали до 2013 г.) речь шла не о солидарной, а о субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам ее членов. Разница с нынешним правовым режимом более чем очевидна: в соответствии со ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, а солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Механизм же субсидиарной ответственности иной: до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ). Таким образом, указанные выше требования собственника здания, сооружения, концессионера, частного партнера, застройщика, технического заказчика могут быть предъявлены непосредственно ГрСРО (а в ряде случаев и Национальному объединению).

2. Комментируемая статья устанавливает необходимость формирования двух фондов:

- компенсационного фонда возмещения вреда (далее - КФВВ);

- компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее - КФОД).

При этом многие правила, касающиеся этих фондов, тождественны друг другу, что позволяет говорить о едином правовом режиме, предусмотренном законодателем в отношении данных фондов, несмотря на то что их предназначение разное: средства КФВВ направлены на обеспечение имущественной ответственности по деликтным обязательствам, средства КФОД - по обязательствам, возникшим в силу договоров (точнее, их неисполнения или ненадлежащего исполнения). Второе различие заключается в том, что наличие КФВВ обязательно для каждой ГрСРО, а наличие КФОД зависит от обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом. В частности, если определенное количество членов ГрСРО (или не менее 15, или не менее 30 - см. комментарий к ст. 55.4) подают в ГрСРО заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда (речь идет о различных видах градостроительной деятельности) с использованием конкурентных способов заключения договоров (по результатам конкурсов, аукционов и т.д.), то ГрСРО по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать КФОД.

Однако различий в правовом статусе указанных фондов все же немного, общих черт гораздо больше. Во-первых, законодатель предусматривает, что член ГрСРО не может быть освобожден от обязанности внесения взноса в КФВВ (КФОД), в том числе за счет его требований к ГрСРО. Кроме того, не допускается уплата взносов в рассрочку, уплата взносов третьими лицами (не являющимися членами ГрСРО). Во-вторых, если размер соответствующего фонда оказывается ниже минимального размера, определенного ГрК РФ (о чем будет сказано далее), у ответственного лица (индивидуального предпринимателя или юридического лица, вследствие действий (бездействия) которого возникла ответственность, повлекшая осуществление выплат из средств фонда), а также у иных членов ГрСРО возникает обязанность пополнить этот фонд в срок не более чем три месяца с момента такого снижения. Если же размер КФВВ снизился в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены ГрСРО должны внести взносы в КФВВ в тот же срок, отсчитываемый со дня уведомления ГрСРО своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.

3. Комментируемая статья, устанавливая минимальные размеры взносов в фонды (в ч. ч. 10 и 12 - взносов в КФВВ, в ч. ч. 11 и 13 - взносов в КФОД), дифференцирует их в зависимости от рода деятельности члена ГрСРО и от его уровня ответственности. Логика здесь такова:

- взносы растут пропорционально уровням ответственности;

- взносы членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, всегда превышают взносы тех членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию;

- уровни ответственности членов ГрСРО определяются в зависимости от предельного размера обязательств по заключаемым договорам (рассчитывается в зависимости от стоимости работ по одному договору).

Таким образом, эта закономерность прослеживается в комментируемой статье следующим образом: минимальные размеры взносов в КФВВ для первого уровня ответственности составляют 50 000, в КФОД - 100 000 (а сам уровень - 25 млн) рублей, если речь идет о изыскательских или проектировочных работах, и 100 000 для первого уровня ответственности в КФВВ, а в КФОД - 200 000 (а сам уровень - 60 млн) рублей, если речь идет о работах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. Максимальные суммы взносов (1 млн в КФВВ, 3,5 млн в КФОД в первом случае, 5 млн в КФВВ и 25 млн в КФОД - во втором случае) определены для высшего уровня ответственности. В отношении членов ГрСРО, осуществляющих деятельность по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, таких уровней пять и максимальный определен суммой в 10 млрд рублей, а в отношении членов ГрСРО, которые осуществляют деятельность по инженерному изысканию или архитектурно-строительному проектированию, таких уровней четыре и максимальный определен суммой в 300 млн рублей.

4. Комментируемая статья (ч. ч. 4 и 5) устанавливает запрет на осуществление выплат из средств КФВВ и КФОД (точнее, запрет кредитной организации перечислять средства фонда). Этот запрет не безусловен, ГрК РФ оговаривает несколько случаев, когда такие перечисления могут осуществляться:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение (для КФВВ еще и инвестирование) средств фонда в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление целевых выплат из средств фонда, ради которых он был создан;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств фонда в кредитных организациях (в отношении КФВВ - также и инвестирования средств фонда в иные финансовые активы);

5) перечисление средств фонда Национальному объединению ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, в случаях, установленных ГрК РФ и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ.

Показательно, что ГрК РФ, определяя правовой статус названных фондов, ничего не говорит о том, в чьей собственности находятся указанные денежные средства. При этом в законе прямо говорится об уплате налога на прибыль организаций, определенным образом исчисленного. Таким образом, возникает вопрос о том, кто является плательщиком указанного налога. Систематическое толкование комментируемой статьи позволяет прийти к единственному обоснованному выводу о том, что средства, составляющие КФВВ и КФОД, принадлежат ГрСРО на праве собственности. При этом, как видно из содержания статьи, это право (и правомочие пользования, и правомочие распоряжения средствами) весьма сильно ограничено законом в публичных интересах.

5. В комментируемой статье (ч. 14) определены правовые последствия в отношении компенсационных фондов, наступающие при исключении ГрСРО из государственного реестра ГрСРО. В этом случае средства указанных фондов подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности ГрСРО по обязательствам членов такой организации (об основаниях возникновения такой ответственности см. комментарий к ст. ст. 60 и 60.1).

При этом дальнейшее развитие ситуации может быть разным. В том случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо прекратили свое существование в виде хозяйствующих субъектов, денежные средства остаются на указанном специальном счете и их целевой режим не меняется. В случае если субъект становится членом другой ГрСРО, в соответствии с п. 16 комментируемой статьи он вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение ГрСРО с заявлением о перечислении данных средств на счет ГрСРО, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО. В этом случае выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ осуществляется в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ в срок не позднее трех рабочих дней после уплаты вступительного взноса и перечисления указанных выше денежных средств на счет ГрСРО, о членстве в которой заявляет индивидуальный предприниматель (юридическое лицо).

Комментируемая статья (ч. 17) определяет, что решение вопросов, связанных с перечислением средств компенсационных фондов на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, регламентируется особым образом, а именно порядком взаимодействия Национального объединения и ГрСРО. В настоящее время действует Приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 г. N 643/пр, которым определен указанный Порядок. В частности, установлены следующие действия.

Национальное объединение в течение трех рабочих дней с даты регистрации уведомления Ростехнадзора об исключении сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО направляет в такую организацию обращение, содержащее:

- требование о представлении заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений ГрСРО из государственного реестра ГрСРО;

- требование о перечислении в Национальное объединение в полном объеме средств компенсационного фонда ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО с указанием реквизитов банковского счета для их зачисления;

- требование о передаче в Национальное объединение дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено.

К обращению прилагается уведомление о прекращении членства ГрСРО в Национальном объединении ГрСРО.

ГрСРО, сведения о которой исключены из государственного реестра ГрСРО, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения представляет заверенную копию реестра ГрСРО и перечисляет средства компенсационного фонда на указанный в обращении Национального объединения ГрСРО банковский счет. О факте зачисления средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение ГрСРО уведомляет Минстрой РФ в течение пяти рабочих дней с даты зачисления указанных средств.

В случае непредставления ГрСРО заверенной копии реестра членов ГрСРО на дату исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра Национальное объединение СРО рассчитывает минимальный размер средств компенсационного фонда ГрСРО на основании сведений, содержащихся в Едином реестре членов ГрСРО. При отсутствии сведений о членах исключенной ГрСРО в Едином реестре членов ГрСРО Национальное объединение обращается в Ростехнадзор о предоставлении сведений из государственного реестра ГрСРО на дату исключения ГрСРО из государственного реестра. В случае отказа или непринятия мер по переводу средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО Национальное объединение вправе обратиться в органы прокуратуры для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Исключенная ГрСРО передает дела членов ГрСРО, а также дела лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, в Национальное объединение ГрСРО не позднее десяти рабочих дней с даты регистрации названного выше обращения. Передача дел членов ГрСРО, а также дел лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, оформляется актом с приложением описи, подписываемым ответственными должностными лицами исключенной ГрСРО и Национального объединения ГрСРО.

В Приказе Минстроя России N 643/пр также определен порядок взаимодействия Национального объединения и членов исключенной ГрСРО по поводу средств компенсационных фондов. Установлено, что данные лица (далее - заявители) вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены ГрСРО, являющейся членом Национального объединения ГрСРО.

Заявление о перечислении средств компенсационного фонда направляется заявителем в Национальное объединение ГрСРО и должно содержать:

1) наименование исключенной ГрСРО, членом которой являлся заявитель;

2) наименование ГрСРО, являющейся членом Национального объединения СРО, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в члены которой вступил заявитель (далее - действующая ГрСРО), ее регистрационный номер в государственном реестре ГрСРО и реквизиты ее банковского счета, на котором размещены средства ее компенсационного фонда и на который подлежат зачислению средства компенсационного фонда ГрСРО.

К заявлению прилагается выписка или заверенная копия протокола решения постоянно действующего коллегиального органа управления ГрСРО о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены ГрСРО и о выдаче свидетельства о допуске к виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Национальное объединение в срок не позднее двух рабочих дней с даты регистрации заявления перечисляет средства компенсационного фонда на банковский счет действующей ГрСРО либо отказывает в перечислении таких средств. Основанием для отказа в перечислении средств является:

- непоступление на счет Национального объединения ГрСРО средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО;

- отсутствие сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестре членов ГрСРО или Едином реестре членов ГрСРО.

Данный отказ не препятствует повторному обращению юридического лица или индивидуального предпринимателя в Национальное объединение с заявлением о перечислении средств, когда обстоятельство, послужившее основанием для такого отказа, будет устранено.

Также установлено, что перечисление средств компенсационного фонда исключенной ГрСРО осуществляется Национальным объединением в размере уплаченного заявителями взноса в компенсационный фонд исключенной ГрСРО, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей ГрСРО (смысл данного ограничения состоит в том, чтобы исключить возможность неосновательного обогащения со стороны недобросовестных ГрСРО).

В случае внесения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд действующей ГрСРО до перечисления на счет такой ГрСРО средств компенсационного фонда поступившие от Национального объединения ГрСРО денежные средства подлежат перечислению указанным лицам.

После перечисления средств компенсационного фонда ГрСРО по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей повторное обращение с заявлениями не допускается.