Комментарий к СТ 51 ГрК РФ

Статья 51 ГрК РФ. Выдача разрешений на строительство

1. Разрешение на строительство представляет собой допуск уполномоченным органом власти (самоуправления) к работам по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, который выдается только надлежащей документации.
В правилах комментируемой статьи законодатель определил особенности правового механизма выдачи разрешения на строительство, которые включает:
- определение в правилах ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи <11> назначения и условий выдачи разрешения на строительство;
--------------------------------
<11> Часть 3 ст. 51 Кодекса о необходимости наличия правил землепользования и застройки, как и ч. 4 ст. 9, и ч. 6 ст. 45 об обязательном наличии документов территориального планирования согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ вводятся в действие с 31 декабря 2012 года.

- обозначение в нормах ч. ч. 4 - 6 комментируемой статьи уполномоченных субъектов выдачи разрешения на строительство;
- регламентацию требованиями ч. ч. 7 - 10 рассматриваемой статьи двух исчерпывающих перечней документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, а также порядка получения уполномоченным органом документов из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- установление в нормах ч. 11 рассматриваемой статьи правил выдачи разрешения на строительство (отказа в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа);
- определение в ч. 12 настоящей статьи видов разрешения на строительство в зависимости от этапов строительства (реконструкции);
- обозначение в нормах ч. 13 комментируемой статьи оснований отказа в выдаче разрешения на строительство;
- регламентацию требованиями ч. 14 рассматриваемой статьи права судебного оспаривания застройщиком отказа в выдаче разрешения на строительство;
- установление в нормах ч. 15 рассматриваемой статьи обязанности субъекта выдачи разрешения на строительство направить копию выданного разрешения соответствующему органу строительного надзора;
- определение в ч. 16 настоящей статьи порядка установления формы разрешения на строительство (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ) <12>;
--------------------------------
<12> См.: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" и Инструкцию о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденную Приказом Минрегиона России от 19 октября 2006 г. N 120.

- обозначение в нормах ч. 17 комментируемой статьи расширенного перечня шести случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется (конкретизация регулирования процедуры капитального ремонта, в частности, освобождение от получения разрешения на строительство для проведения капитального ремонта (см. п. 4.1 ч. 17 настоящей статьи) было внесено нормами Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ);
- регламентацию требованиями ч. 18 рассматриваемой статьи обязанностей застройщика в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство безвозмездно передать субъекту выдачи разрешения на строительство установленных сведений для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- установление в нормах ч. 19 рассматриваемой статьи трех видов срока действия разрешения на строительство (согласно проектной документации, в соответствии с этапами работ <13>, на 10 лет для индивидуального жилищного строительства);
--------------------------------
<13> В порядке ч. 3.2 ст. 52 Кодекса на разрешенные отдельные этапы строительства, реконструкции, на основании договора, могут привлекаться юридические лица.

- определение в ч. 20 настоящей статьи порядка продления (отказа в продлении) срока действия разрешения на строительство;
- обозначение в нормах ч. 21 комментируемой статьи правила о сохранении срока действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства;
- установление в ч. ч. 21.1 - 21.4 исчерпывающего перечня четырех условий, максимального срока и порядка прекращения действия разрешения на строительство согласно решению уполномоченного органа;
- определение нормами ч. ч. 21.5 - 21.13 общего порядка переоформления и использования разрешения на строительство в случае изменения сведений об объекте недвижимости или заявителе;
- обозначение в ч. ч. 21.14 - 21.16 процедуры принятия уполномоченным органом решения о внесении изменений в разрешение на строительство (или об отказе в принятии такого решения);
- установление в нормах ч. 23 рассматриваемой статьи правил выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну.
Отметим, что правилами ст. 27 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ введен п. 4 в содержание ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, которым установлен упрощенный порядок подготовки документации и выдачи разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, действующий до 31 декабря 2011 г. и включающий в себя:
- возможность подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к предназначенным для строительства, реконструкции линейных объектов земельным участкам (в виде исключения из общего правила ч. 1 ст. 44 Кодекса);
- отказ от разработки и предоставления проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории при направлении в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, градостроительного плана земельного участка;
- отказ от применения п. 2 ч. 11 комментируемой статьи (об общих правилах проверки соответствия готового объекта его проектной документации);
- неприменение п. 2 ч. 6 ст. 55 Кодекса (об основании для отказа в выдаче разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию из-за несоответствия проектам планировки и межевания территории);
- возможность проверки соответствия проектной документации линейного объекта и готового объекта лишь в пределах требований градостроительного плана земельного участка.

2. Следует обратить внимание на положения ч. 7 ст. 55 Кодекса, согласно которым основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является непредоставление застройщиком сведений для формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 комментируемой статьи.
В данной связи заметим, что документы, перечисленные в ч. ч. 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, п. 1 ч. 11 настоящей статьи, являются сведениями базовых государственных информационных ресурсов, использующихся при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций) в составе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, поэтому представление их заявителем в уполномоченный орган в ходе процедуры выдачи разрешения на строительство после 1 июля 2012 г. обязательно лишь в том случае, если ранее они не были зарегистрированы в соответствующих информационных ресурсах, реестрах или Государственном кадастре недвижимости (подробнее см. ст. 74 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, распоряжение Правительства от 15 апреля 2011 г. N 654-р "О базовых государственных информационных ресурсах", Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия").
Также следует добавить, что согласно положениям ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство представляет собой основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. При этом разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Говоря об ответственности за нарушение комментируемого правила, следует указать на Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. N 16235/10 по делу А40-19954/10-94-110, в котором отражено, что субъектом административной ответственности в порядке части 1 статьи 9.5 КоАП РФ за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым, может быть не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство в качестве подрядчика или генерального подрядчика.
С учетом общественного резонанса отметим судебную практику, регламентирующую легитимность права собственности на самовольную постройку без соблюдения комментируемых правил о выдаче разрешения на строительство. Так, в Определении ВАС РФ от 18 февраля 2011 г. N ВАС-15025/10 о передаче дела в Президиум ВАС РФ (и последующем Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 марта 2011 г. N 14057/10 по делу N А32-11090/200822/116) указано, что нарушение установленной законом процедуры оформления разрешения на строительство или процедуры ввода объекта в эксплуатацию не является достаточным основанием для сноса жилого дома, если ответчик принял меры для получения разрешения на строительство. В соответствии с подп. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ позиция ВАС РФ может являться новым обстоятельством и быть основанием для пересмотра дел по новым обстоятельствам, что подтверждается арбитражной практикой (см., например, Определения ВАС РФ от 23 мая 2011 г. N ВАС-16685/10, от 25 апреля 2011 г. N ВАС-917/11 и др.).