Статья 10 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Содержание документов территориального планирования Российской Федерации

СТ 10 ГрК РФ.

1. Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;

2) оборона страны и безопасность государства;

3) энергетика;

4) высшее образование;

5) здравоохранение.

2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, областях могут разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

3. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.

4. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.

5. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

6. На картах планируемого размещения объектов федерального значения отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях.

7. К схемам территориального планирования Российской Федерации прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Указанные карты составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования Российской Федерации.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации, указанных в части 5 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

9. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают:

1) местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;

2) границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;

3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Комментарий к Ст. 10 Градостроительного кодекса РФ

1. Документы этого типа отражают перспективное состояние территории и определяют наиболее общие тенденции (стратегию) развития территории страны, федеральных округов и субъектов РФ. Здесь формируются наиболее общие градостроительные принципы размещения различных объектов федерального значения, развития транспорта, путей сообщения, информации и связи; обороны страны и безопасности государства, развития энергетики; использования и охраны особо охраняемых природных территорий, охраны водного и лесного фонда и выявляются приоритеты градостроительной деятельности в соответствии с федеральной социально-экономической политикой.

Документы градостроительного планирования РФ закрепляют приоритетные задачи государственной градостроительной политики в сфере устойчивого пространственного преобразования и развития территории: обеспечение единого экономического пространства страны, свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы по всей территории РФ; укрепление экономической и социальной основы самостоятельного развития регионов посредством четкого разграничения полномочий и ответственности между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам собственности, эксплуатации природных ресурсов, внешнеэкономической деятельности и компетенции в принятии решений; усиление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма; сглаживание объективно сложившихся региональных различий в уровне развития отдельных субъектов РФ; государственное регулирование и поддержка социально-экономического и территориального развития отдельных регионов с особо сложными условиями хозяйствования и проживания населения, в том числе поддержка регионов экономических, техногенных и стихийных бедствий, зон с обострившимися демографическими и миграционными проблемами; содействие процессам территориального разделения труда, с учетом исторически сложившейся специализации регионов.

Градостроительная политика, положенная в основу разработки документов градостроительного планирования Российской Федерации, выявляет приоритетные направления градостроительной деятельности и позволяет дифференцировать территорию России на регионы, выявляя их специфические условия развития. Цели и задачи градостроительной политики на уровне Российской Федерации должны корреспондировать интересам субъектов РФ. Поэтому территориальные вопросы, находящиеся в ведении РФ и субъектов РФ, первоначально должны быть согласованы, а затем уже выделены аспекты перспективной градостроительной организации территории, среди которых:

а) возрождение и реорганизация инженерной инфраструктуры в направлении комплексной реконструкции ее составляющих (демонополизация сферы управления коммунальным хозяйством, адаптация ее к условиям рыночной экономики, к альтернативным источникам энергии, эксплуатация инженерных сетей, ориентация на нужды потребителей и поддержание муниципальных фондов в устойчивом состоянии);

б) экологизация использования территорий (улучшение показателей экологической ситуации, недопустимость достижения критических показателей);

в) предотвращение социальной эрозии среды (принятие мер, снижающих динамику тенденций расслоения территории страны на дотационные районы и районы, являющиеся источниками пополнения федерального бюджета, приводящие к деградации отдельных регионов, позволяющих обеспечивать относительно равномерное их развитие);

г) сохранение перечня объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также объектов, закрепленных в отдельных программах;

д) комплексная регенерация территории и сохранение культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ), в том числе дифференциация территории РФ с выделением отдельных территорий и зон, требующих особых условий градостроительного вмешательства; выявление памятников истории и культуры национального и мирового значения.

2. Документы территориального планирования РФ рассчитаны на долгосрочную реализацию. Поэтому при обработке материалов обоснования для документов этого типа особое внимание необходимо уделять сбору и обработке целого комплекса сведений, освещающих различные аспекты перспективного развития территорий в зависимости от социально-экономических изменений. Это требует необходимости разработки соответствующих документов обоснований, раскрывающих возможные направления устойчивого территориального развития отдельных компонентов градостроительных систем с минимальным допустимым наличием депрессивных районов. Такие прогнозы составляются в контексте междисциплинарных знаний с учетом многокомпонентной оценки экономических, политических, социальных и градостроительных процессов.

Цели, преследуемые разработкой обоснований, заключаются в том, что их результаты позволяют избежать неоправданных социально-экономических мероприятий, согласовать интенсификацию процессов развития территории с существующим ресурсным потенциалом и сохранением экологического равновесия, тенденциями расселения. Наличие обоснований позволяет получить реальные экономические оценки планируемых территориальных изменений, выявить степень эффективности различных вариантов территориального развития. Ошибки, допущенные при составлении документов обоснований, как в географии размещения, так и в масштабах преобразований, влекут за собой дополнительные финансовые затраты на их последующую реализацию. Поэтому материалы обоснований необходимо рассматривать как важный, ответственный этап разработки документации территориального планирования.

Характерной особенностью современных разработок обоснования является их территориальная направленность. В этом заключается принципиальное отличие положений нового ГрК РФ. В старом Градостроительном кодексе 1998 г. (п.1 ст.31) предусматривалось выявление направлений развития системы расселения с учетом сложившихся и перспективных тенденций размещения населения.

Так, исходя из данных, касающихся характеристик населения на территории РФ, должны были определяться приоритеты размещения основных градообразующих объектов федерального значения.

В современных социально-экономических условиях населенческий аспект рассматривается иначе. На уровне обоснований существует возможность констатации данных численности и структуры населения, естественного и миграционного движения населения по стране в целом и по отдельным регионам.

Согласно общей концепции градостроительного планирования (ст.9 ГрК РФ), раскрывающей зависимость процессов территориального планирования от комплекса социальных, экономических, экологических и других факторов и требований, предъявляемых к разработке документов планирования, вопросы расселения и географического размещения населения не рассматриваются специально.

Несмотря на это, в современной трактовке документации территориального планирования эта информация учитывается в качестве одного из компонентов проведения комплексного анализа состояния территории.

В схеме анализа расселения населения устанавливается: территориальная направленность расселения, выражающаяся в дифференциации территории в соответствии с плотностью населения (чел/км2); основная полоса расселения – урбанизированные территории (районы проживания населения с выделением зон сосредоточения городского и сельского населения и малонаселенные районы); миграция населения (основные районы фактической концентрации мигрантов, миграционные потоки из зоны севера, из специальных контингентов, из бывших союзных республик и районов экологического бедствия), направления эмиграции; естественный прирост населения в различных субъектах РФ; динамика изменения численности населения субъектов Российской Федерации.

Прямое (директивное) воздействие на процессы расселения не согласуется с общими принципами устойчивого развития территории. Изменение в характере расселения, напротив, является следствием совершаемых градостроительных (территориальных) преобразований.

Миграционный аспект учитывается в схеме анализа расселения путем обозначения направлений миграционной политики; таких как: вторичное заселение обезлюдевших среднерусских регионов; заселение приграничных регионов Дальнего Востока и Забайкалья; развитие малых и средних городов, являющихся носителями традиционного национального уклада жизни; целенаправленное размещение потока мигрантов в приграничных регионах, в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой; закрепление трудоспособного населения на северных территориях; выявление территорий, требующих проведения особой демографической и миграционной политики на федеральном уровне.

Результатом аналитической обработки информация, касающейся вопросов расселения населения, должна стать схема анализа существующего состояния территории по критерию выделения территорий отдельных субъектов РФ, составленная с учетом всех вышеуказанных вопросов. В ней обозначаются основные градостроительные направления перспективного развития РФ и ее отдельных регионов в соответствии с экологическими, экономическими и геополитическими тенденциями в форме выделения соответствующих территориальных зон: государственные границы; приграничные зоны с особой политической и социальной нестабильностью, потенциально представляющие угрозу для национальной безопасности; отдаленные (от центральных регионов страны) субъекты РФ как резервные ресурсные и экологические зоны мирового значения; территории, требующие ослабления зависимости от энергетических и сырьевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока (например, старопромышленные европейские районы).

Таким образом, обеспечивается ранжирование территории РФ на новой качественной основе, определяющей специфику территориального формирования и развития отдельных регионов с учетом существующих условий.

Информация об использовании территории конкретизируется в соответствующей схеме, в которой указываются так называемые проблемные ареалы – регионы, характеризующиеся различными кризисными явлениями: отсталые, кризисные, приграничные, депрессивные (на территориях, в результате воздействия на которых природных и техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни, происходят принципиальные градостроительные изменения).

В группу остальных (слаборазвитых) регионов входят субъекты РФ, экономический потенциал которых по ряду причин ниже среднероссийских показателей, хозяйственная деятельность малоинтенсивна, структура промышленности малодиверсифицирована, инженерная, транспортная и социальная инфраструктура слабо развиты (Псковская область, ряд республик Северного Кавказа, Калмыкия, Эвенкия, Читинская область, Корякский автономный округ).

Депрессивные регионы России характеризуются устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения (локальные районы старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов Европейского центра России, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока).

Приграничные регионы Российской Федерации характеризуются наиболее протяженными в мире сухопутными границами и самым большим числом приграничных стран. Они испытывают существенное влияние государственной границы и играют важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Кроме того, Россия имеет значительное морское приграничное пространство (акватории), охватывающее внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвекционные морские районы. Приграничные районы рассматриваются в качестве форпостов, реализующих функцию развития внешнеэкономических связей как средство компенсации удаленности этих территорий от главных экономических центров страны, не исключая тем самым активные связи с регионами России.

Выявление трех категорий проблемных регионов на территории РФ дает основание для принятия соответствующих решений, учитываемых при разработке документов планирования РФ. Эти решения могут быть различными, они варьируются в зависимости от специфики конкретной территории. В то же время существуют общие принципы перспективных градостроительных преобразований территории, относимые к каждой из категорий:

а) ограниченная государственная поддержка, стимулирование регионального саморазвития на основе использования существующего потенциала территории и конкретных преимуществ (для слаборазвитых регионов);

б) стимулирование условий, инвенсифицирующих развитие территории путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, развитие инновационных видов деятельности и предпринимательства, поиск новых рынков сбыта (для депрессивных регионов);

в) дифференцированное (ускоренное и стабилизационное) развитие территорий приграничных районов, участие в реализации крупных межгосударственных территориальных проектов (например, освоение нефтегазовых ресурсов Каспийского моря, развитие региона Баренцева моря), формирование транспортных коридоров, способствующих интенсификации комплексного экономического развития региона, включая освоение природных ресурсов и функционирование транспортных связей.

3. Одним из основных принципов, которым необходимо руководствоваться при разработке материалов обоснования проектов территориального планирования РФ, является рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип подразумевает, что природные ресурсы страны (земли, недра, воды, леса, растительный и животный мир, ресурсы морей, рекреационные ресурсы) являются ценнейшим достоянием нынешнего и будущего поколений россиян, поэтому любые виды градостроительных вмешательств должны совершаться в определенных рамках с тем, чтобы не оказывать негативного влияния на окружающую среду.

Определение направлений использования ресурсов в процессе разработки документов территориального планирования уровня РФ позволяет сочетать их с общими принципами общегосударственной политики в различных сферах (экономического, инфраструктурного развития, градостроительной деятельности), достигая при этом эффекта интенсификации использования территории. Реальные результаты, достигаемые вследствие проводимой природоохранной политики, заключаются в обеспечении благоприятного качества окружающей среды и улучшении уровня жизни россиян, внедрение инновационных (ресурсосберегающих) технологий и комплексное использование отходов. Изменения в характере природопользования, вызванные возросшими техногенными нагрузками, требуют поиска направления возобновляемости природных ресурсов и выявления территорий, позволяющих реализовать положения ресурсосберегающей политики. Ограничения градостроительного использования территорий (п. 2 ч. 10 комментируемой статьи) во многом обусловлены необходимостью учета лимитирующих подходов, включая принцип платности природопользования.

4. В соответствии с задачами территориального планирования уровня Российской Федерации оценку природных ресурсов следует осуществлять, исследуя их качественный состав и количественные характеристики для каждого фрагмента территории, для каждого вида ресурса:

- минеральные ресурсы (районы проведения геологических исследований, геологоразведческих работ; развития минерально-сырьевых комплексов; добычи и переработки сырья, запаса полезных ископаемых);

- земельные ресурсы (учет соотношения различных видов и форм собственности для каждой категории земель; документы зонирования, отражающие структуру рационального землепользования; территории, требующие проведения научно-обоснованных мероприятий по улучшению и рекультивации деградированных и загрязненных земель; результаты зонирования территории в соответствии с рыночной оценкой земель);

- водные ресурсы (количество и режим потребления и снабжения качественной питьевой водой населения страны; территории, требующие мероприятий по рациональному использованию, сбережению и защите вод от различных видов техногенных загрязнений, восстановлению и охране водных объектов; выявление гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем, требующих обновления и повышения надежности);

- лесные ресурсы (определение соотношения потребности экономики и населения в ресурсах этого вида и возможности их обеспечения; зон биоразнообразия; зон, требующих разработки специальных мероприятий по защите лесов от пожаров, вредителей и болезней, повышению экономического потенциала лесного фонда; результаты инвентаризации лесного фонда с определением механизма рационально лесопользования);

- водные и сухопутные биологические ресурсы (учет наличия объектов животного мира, являющихся объектами охоты, рациональное размещение районов рыболовства; создание условий для охраны объектов животного мира, внесенных в Красную книгу РФ);

- учет интересов охраны природных комплексов (рациональное размещение сети государственных природных заповедников и государственных природных заказников, иных категорий особо охраняемых природных территорий);

- рекреационные ресурсы (развитие сети национальных парков, территорий целенаправленного использования в рекреационных целях);

- климатические ресурсы (создание системы прогнозирования глобальных и региональных последствий изменения климата; выявление территорий, требующих проведения комплексных мероприятий по адаптации при осуществлении различных видов экономической деятельности; территорий для обеспечения перспективных направлений деятельности, потребностей экономики и населения).

Комплексная (покомпонентная) оценка природных ресурсов является наиболее ответственным этапом подготовки материалов обоснования территориального планирования Российской Федерации. Общим содержанием этих работ является определение потенциала, обеспечивающего территориальную упорядоченность при реализации различных видов пространственной активности. Степень градостроительного вмешательства корректируется реально имеющимися ресурсами территории.

Полученная дифференциация территорий обусловлена изначально существующим разнообразием природных ресурсов. Поэтому в процессе обоснования документов планирования уточняется и конкретизируется направление использования и развития территории и их целесообразностью. Этот выбор должен становиться мотивированным и основанным либо на активном преобразовании имеющихся ресурсов, либо должен способствовать максимальному сохранению ресурсов с наименьшим объемом вмешательства.

Общим критерием принятия принципиальных решений по размещению, организации различных функциональных и экономических связей и формированию пространственных систем расселения является оптимизация видов территориального освоения, определения степени воздействия на природную среду. Таким образом, территория Российской Федерации ранжируется по принципу территориального различия размещения ресурсов и урабанизационных процессов в соответствии с проводимой социально-экономической (ресурсной) политикой.

В схеме обоснования указываются зоны трех категорий: характеризующиеся балансовым соотношением проводимой хозяйственной деятельности и природных процессов, допускающие превышение и принижение баланса. Тем самым устанавливаются возможные виды функциональных и экономических связей и их допустимые параметры. Общим принципом, которым принято руководствоваться при определении степени нагрузки на территорию, обладающую определенным объемом ресурсов, является соответствие интенсивности использования территории ресурсному потенциалу. Чем выше уровень обеспеченности территории природными ресурсами, тем допускается более высокая интенсивность ее градостроительного освоения.

На основании проведенного анализа состояния территории по уровню обеспеченности природными ресурсами определяются основные направления развития и охраны природных ресурсов в проекте схемы территориального планирования Российской Федерации: сохранение и приумножение природных ресурсов, поддерживающих и обеспечивающих баланс экосистем, повышающих их рекреационную ценность и качество жизни; восстановление экологических систем, ограничение использования уязвимых для загрязнения территорий (например, заболоченных земель) как компонента таких экосистем, выявление нуждающихся в восстановлении различных элементов экологических систем (индустриальные пустыни, водные ресурсы).

5. Документы территориального планирования РФ, указанные в ч.1 комментируемой статьи, представляют собой схемы планирования размещения и развития приоритетных объектов и территорий федерального значения. Разработка этих схем осуществляется исходя как из общих положений градостроительной политики, так и из принципов устойчивого развития РФ. Последние в свою очередь согласуются с принципами устойчивого пространственного развития Европейского континента, направленных на повышение сбалансированности условий формирования среды жизнедеятельности, среди которых выделяются:

- взаимообусловленность градостроительного и социально-экономического развития территорий с учетом природно-географических, национальных и региональных особенностей; выявление регионов, имеющих высокую экономическую привлекательность, а также структурно слабых регионов (сложившихся индустриальных и аграрных районов); взаимодействие федеральных и региональных властей в вопросах пространственного развития на основе международных стандартов административной практики с привлечением различных групп граждан к решению вопросов планирования; согласование публичных и частных интересов; содействие развитию жилищного сектора, регламентация вопросов права собственности, усиление ее социальной направленности;

- урбанистическая направленность планирования в урегулировании вопросов взаимоувязанного развития мегаполисов и населенных пунктов сельскохозяйственного профиля, обеспечение пространственного и функционального взаимодействия населенных пунктов; повышение роли сельско-городских партнерств в улучшении функционирования инфраструктуры, развития рекреационных районов, охраны и использования природного и культурного наследия;

- обеспечение равных условий пространственной доступности для любого географически закрепленного населенного пункта; улучшение транспортного (функционального) сообщения, совершенствование железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей; развитие транспортных узлов с целью устранения внутри региональных потерь связи и укрепление их взаимосвязи с федеральными трассами, обеспечение многовариантности транспортирования пассажиров и грузов; уменьшение загрязнения окружающей среды;

- совершенствование информационного доступа к различным источникам максимально большего числа потребителей ресурсов (оказание на государственном уровне всемерной поддержки взаимодействию производителей, потребителей и других профессиональных участников информационного рынка: технопаркам, учреждениям онлайновых региональных баз данных передачи, обработки и анализа информации, обеспечивающих внешние информационные связи развитых регионов с районами, находящимися в менее благоприятных условиях развития);

- сокращение ущерба, причиняемого окружающей среде посредством комплексной разработки документов планирования, позволяющих предотвратить рассогласованность федеральных и региональных управленческих решений, нерациональные виды хозяйственного использования территории, вызывающие экологические проблемы (безопасные приемы ведения сельского и лесного хозяйства, внедрение «экологических» транспортных систем, возрождение депрессивных городских территорий и восстановление их среды обитания, а также окружающей среды районов, пострадавших от промышленного загрязнения);

- развитие, охрана и защита природных ресурсов и природного наследия, поддержание баланса экосистем, повышение их рекреационной ценности и качества жизни посредством разработки и реализации специальных мероприятий (комплексных стратегий), использование ресурсов, определение возможных источников пополнения существующих ресурсов, обеспечение защиты качества ресурсов, гарантии соответствия (эквивалентности) инженерных решений масштабам расширения инженерных сетей, инженерных систем путем строительства специальных объектов капитального строительства; воссоздание экологических систем (выявление уязвимых для загрязнения территорий, нуждающихся в восстановлении элементов природного ландшафта);

- приумножение культурного наследия как одного из основных источников региональной привлекательности, позволяющего развивать и укреплять региональную идентичность; комплексное сохранение культурного наследия в целях обеспечения возможности его эксплуатации не только как памятников истории, культуры и архитектуры, но и адаптации к современным условиям, отвечающим новым требованиям; включение ценного исторического наследия в культурные (туристические) маршруты, сохранение его тем самым для будущих поколений; выявление территорий и объектов культурного наследия, территориально принадлежащих различным субъектам РФ и находящихся в пределах государственной границы (развитие этих объектов в соответствии с традициями и обычаями различных национальностей и религиозных групп);

- развитие энергетических ресурсов с обеспечением условий их безопасного использования, вызываемого постоянно возрастающими потребностями в объемах энергетических ресурсов вследствие расширения экономически выгодных и приоритетных видов деятельности (поиск более эффективных форм использования энергии и эксплуатируемого оборудования, снижение степени техногенного воздействия существующих тепловых электростанций на окружающую среду, препятствие процессу глобального потепления климата; повышение безопасности действующих атомных электростанций с соответствующей реабилитацией прилегающих территорий и повышение качества условий проживания на них; развитие системы транспортировки энергетических ресурсов с минимальными их потерями и снижениями влияния на среду обитания;

- ограничение воздействий природных бедствий (землетрясений, ураганов, наводнений, лавин и т.д.), способных причинить ущерб территории, сложившимся ландшафтам и структуре населенных пунктов с серьезными последствиями для жизни и здоровья людей, а также для экономики; принятие предупреждающих мер по ограничению размеров ущерба и созданию градостроительными методами менее уязвимых структур населенных пунктов с использованием эффективных методов землепользования и выбора мест для размещения объектов капитального строительства.

С позиций устойчивого пространственного развития территории все мероприятия планирования, разрабатываемые на уровне РФ, определяют перспективы страны как совокупности экономически самостоятельных и территориально взаимосвязанных регионов. Приоритетными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются снижение негативного воздействия на природную среду, согласование общих подходов с учетом интересов отдельных субъектов РФ в части потребления ресурсов, развития инженерно-технических и транспортных систем; определения границ субъектов РФ; специфики природно-климатического, географического, исторического, социально-экономического и градостроительного формирования и развития регионов (определение перспектив их пространственного преобразования с использованием региональных преимуществ территории).

Второй комментарий к статье 10 ГрК РФ

1. Положениями рассматриваемой статьи законодатель обозначил общие правила содержания документов территориального планирования РФ, которыми представляются:
- установление перечня пяти категорий документов территориального планирования РФ (схем территориального планирования в 5 обозначенных областях);
- определение полномочий Президента РФ, Правительства РФ по установлению иных областей, для которых могут разрабатываться схемы территориального планирования РФ;
- особенности подготовки схем территориального планирования РФ в отношении одной или нескольких областей, в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ, применительно к части территории РФ;
- определение 2 составных частей схем территориального планирования (положение о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения);
- установление обязательных сведений четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования РФ;
- требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения;
- обязательное приложение к схемам территориального планирования РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт;
- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в текстовой форме;
- определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в виде карт.
Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил перечень пяти категорий документов территориального планирования РФ (схем территориального планирования в обозначенных приоритетных областях общественных отношений), дополнение которого может быть осуществлено в порядке норм ч. 2 настоящей статьи.

2. Нормы ч. 2 настоящей статьи определяют компетенцию Президента РФ, Правительства РФ по установлению иных областей, для которых могут разрабатываться схемы территориального планирования РФ. То есть перечень пяти категорий комментируемых схем не является исчерпывающим, но дополнить его могут только два обозначенных органа государственной власти.

3. В правилах ч. 3 рассматриваемой статьи законодатель установил особенности подготовки схем территориального планирования РФ в отношении одной или нескольких областей, в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ, применительно к части территории РФ.
Иными словами, здесь определены четыре вида схем территориального планирования РФ:
- схема в отношении одной или нескольких областей согласно п. 1 ч. 1 настоящей статьи;
- схема в составе одного или нескольких документов территориального планирования РФ;
- схема применительно к части территории РФ;
- схема ко всей территории России.
При этом установление вида схемы территориального планирования РФ является прерогативой Президента РФ или Правительства РФ, а содержание такой схемы согласно ч. 4 настоящей статьи включает текстовую часть (положение о территориальном планировании) и графическую составляющую (карты планируемого размещения объектов федерального значения).

5. В соответствии с положениями ч. 5 настоящей статьи установлены обязательные сведения четырех видов в содержании положений о территориальном планировании, входящих в состав схем территориального планирования РФ. Такими сведениями обозначена информация о планируемых для размещения объектов федерального значения:
- о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения;
- их основные характеристики;
- их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта);
- характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил требования к обязательному содержанию карт планируемого размещения объектов федерального значения, которым является размещение объектов федерального значения в соответствующих областях.

7. Нормы ч. 7 комментируемой статьи определяют обязательное приложение к схемам территориального планирования РФ материалов по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые должны быть составлены применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования РФ.

8. В правилах ч. 8 рассматриваемой статьи законодатель установил три обязательных вида сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в текстовой форме, в которые должны входить:
1) сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

9. Комментируемая часть включает определение трех обязательных видов сведений, содержащихся в материалах по обоснованию схем территориального планирования РФ в виде карт, включающих в себя отображение:
1) местоположения существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;
2) границ субъектов РФ, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;
3) объектов капитального строительства, иных объектов, территорий, зон, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе планируемых для размещения объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов РФ, документами территориального планирования муниципальных образований; особых экономических зон; других объектов, территорий, зон.