Статья 55.8 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства

СТ 55.8 ГрК РФ.

1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

4. Член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.

5. Член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

6. Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

7. При получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего совокупному размеру обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в пятидневный срок с даты получения указанных документов обязаны внести дополнительный взнос в такой компенсационный фонд до размера взноса, предусмотренного саморегулируемой организации для соответствующего уровня ответственности по обязательствам члена саморегулируемой организации в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.

8. Ограничение права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

Комментарий к Ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи определяют особенности правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает в себя:
- обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам с соблюдением планируемой стоимости работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса;
- обязанность получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации;
- запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ;
- основы правового регулирования правового института перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- пределы сферы деятельности саморегулируемой организации в части выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации;
- особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации;
- правовое содержание допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- правовой механизм прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации;
- условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Следует отметить, что в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче свидетельства о допуске, внесении в него изменений, приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении или о прекращении действия такого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.
В нормах комментируемой части обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам (необходимость наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также обозначена положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса).
В ч. 1.1 рассматриваемой статьи, равно как и в ч. 10.1 настоящей статьи, установлены финансовые особенности начала работ, связанные с надлежащим исполнением порядка пополнения компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса). Согласно комментируемому положению индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса, т.е. при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения в порядке правил ст. 55.16 Кодекса, а затем приступать к работе.

2. В нормах ч. 2 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую обязанность индивидуального предпринимателя (юридического лица) получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации. Иными словами, наличие у одного лица действующих свидетельств о допуске к одному виду работ, выданных разными саморегулируемыми организациями, запрещено.
Данная норма реализует общее правило членства в саморегулируемой организации, определенное положениями ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО (субъект саморегулирования может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности одного вида).
Добавим, что в порядке п. 3 ч. 5 ст. 55.6 Кодекса наличие у индивидуального предпринимателя (юридического лица) выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства и указан в заявлении о вступлении в члены саморегулируемой организации, является основанием для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации. Однако общие правила ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 7 ст. 55.6 Кодекса допускают членство в различных саморегулируемых организациях с получением в них свидетельств о допуске к различным видам работ.

3. Положения ч. 3 рассматриваемой статьи определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Следует полагать, что нарушение этого запрета, выявленное согласно ч. 2 ст. 55.13 Кодекса при контроле за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (осуществляется при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год), может привести к применению саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в соответствии с положениями ст. 55.15 Кодекса.

4. О полномочиях органов государственной власти в области градостроительной деятельности, в том числе установлении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3.4 ст. 6 Кодекса.
Правила настоящей статьи регламентируют основы правового регулирования важного правового института Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющего правовые границы сферы саморегулирования и утвержденного, по сути, взамен перечня лицензируемых видов строительной деятельности (подробнее см. ст. 3 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ).
Как указывалось выше, обозначенный в комментируемых нормах Перечень согласно нормам комментируемой статьи и п. 5.2.3 Положения утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 во исполнение ч. 5 ст. 8 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, составляют три раздела: "Виды работ по инженерным изысканиям", "Виды работ по подготовке проектной документации", "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту". Виды указанных работ согласно рассматриваемому Перечню включают тридцать четыре подгруппы и более ста видов работ.
Этот Перечень не включает в себя виды работ:
- по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 Кодекса;
- в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;
- в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
- в отношении многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
При этом виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в комментируемом Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в соответствии с условиями гражданско-правовых (трудовых) договоров.
Следует отметить, что согласно Определению Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710 издание Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 не имело целью создание государственных информационных систем, информационных ресурсов и установление межведомственного информационного обмена; при этом ни в Кодексе, ни в иных федеральных законах, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, разработки проектной документации и строительства объектов капитального строительства, не имеется норм, возлагающих на Министерство регионального развития РФ обязанность по разработке и утверждению Перечня в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93). Признаны несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что Министерство регионального развития РФ, утверждая Перечень, вышло за пределы предоставленной компетенции, фактически установив порядок выдачи свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства; в частности, обозначение астериском некоторых видов и групп видов работ и указание в примечании к Перечню на то, что они требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, в случаях выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса, не свидетельствуют о превышении компетенции Министерством регионального развития РФ. Данная норма является бланкетной, применена в целях сокращения текста нормативного правового акта, по существу содержит перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на издание которого Министерство регионального развития РФ было уполномочено.
Также при использовании комментируемого Перечня следует обратить внимание на содержание трех инструктивных писем Минрегиона России. В качестве первого письма укажем письмо от 15 июня 2010 г. N 24099-РП/08, согласно которому, в частности:
1) указывается, что прекращение действия Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным Приказом. Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274, и прямо предусмотренные Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624;
2) рекомендуется с 1 июля 2010 г. в соответствии с ч. 2 ст. 52 Кодекса лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624, только после внесения указанных видов работ в свидетельства о допусках, выдаваемые саморегулируемой организацией;
3) рекомендуется в целях реализации Приказа от 30 декабря 2009 г. N 624 осуществить следующие действия:
- проведение общих собраний членов саморегулируемой организации;
- уведомление Ростехнадзора об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске;
- внесение изменений в свидетельства о допуске;
- получение решения Ростехнадзора о внесении сведений в государственный реестр об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации в целях подтверждения от имени государства права выдавать свидетельства о допуске в соответствии с Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624.
Вторым письмом является письмо от 13 июля 2010 г. N 26873-КК/08, в котором:
- предлагается применять Таблицу соответствия видов работ для установления соответствия видов работ из Перечней, утвержденных Приказами Минрегиона от 9 декабря 2008 г. N 274 и от 30 декабря 2009 г. N 624, по проектированию и инженерным изысканиям;
- указывается, что сфера деятельности саморегулируемой организации должна включать в себя все или часть видов работ, которые содержатся в Приказе от 30 декабря 2009 г. N 624;
- рекомендуется включать виды строительных работ, отмеченных знаком "*", и видов работ, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Кодекса в сферу деятельности саморегулируемой организации только в случае, если членами саморегулируемой организации на общем собрании утверждены требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, которые соответствуют Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов" (данное Постановление утратило силу с момента вступления в силу нового Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 (11 апреля 2011 г.));
- указывается, что, если саморегулируемая организация не утвердила требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, то она не имеет права выдавать своим членам свидетельства о допуске на виды работ, отмеченных знаком "*", и виды работ, указанные в Приказе от 30 декабря 2009 г. N 624, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Кодекса.
Третьим является письмо от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08 "О Перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах", в котором определены виды работ из комментируемого Перечня, выполняемые только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства и для которых согласно ч. 9 ст. 55.5 ГрК России минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов").
Положениями ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ Кодекс дополнен ч. 4.1, в которой установлен наиболее приемлемый для субъектов градостроительной деятельности минимальный шестимесячный срок вступления в законную силу любых изменений в комментируемом Перечне.
Так, в целях оптимизации Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии со ст. ст. 48, 52, 53 и 55.8 Кодекса Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2010 г. N 294 внесены необходимые изменения в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Следует добавить, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ с 1 января 2011 г. прекращено действие свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые не соответствуют требованиям комментируемого Кодекса, в том числе в части точного указания видов работ, перечисленных в комментируемом Перечне.

5. В нормах ч. 5 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающая пределы сферы деятельности саморегулируемой организации в части выдачи свидетельств о допуске к таким работам, т.е. без прохождения процедуры одобрения.
Законодатель таким образом установил условие легитимного действия свидетельства о допуске к работам, выдаваемого саморегулируемой организацией, которое по своей сути дублирует нормы ч. 5 ст. 55.5 Кодекса о процедурных условиях общего содержания свидетельства о допуске к работам, а также реализует общее правило саморегулирования, установленное п. 5 ч. 3 ст. 16 ФЗ о СРО, согласно которому исключительной компетенцией общего собрания является определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации.
Конкретизируя комментируемую сферу саморегулирования, законодатель указал на то, что утверждение (одобрение, отнесение к видам деятельности) каждого вида работ, на который выдается свидетельство о допуске, в соответствии с п. 10 ст. 55.10 Кодекса входит в исключительную компетенцию общего собрания членов саморегулируемой организации, которое относит его к сфере деятельности саморегулируемой организации.

6. Рассматриваемые нормы представляют собой составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам указанных работ при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.
Выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемой организацией осуществляется одновременно с приемом индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, при его соответствии требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам. Иначе говоря, без членства в саморегулируемой организации запрещается выдача ею свидетельства о допуске.

7. В нормах ч. 7 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации.
Таким образом, без прохождения процедуры получения статуса саморегулируемой организации в порядке ст. 55.2 Кодекса выданные ею свидетельства о допуске к указанным работам будут недействительными. При этом законодателем установлена обязанность саморегулируемой организации в течение месяца после получения своего статуса (с указанием вида деятельности в порядке ст. 55.3 Кодекса) выдать своим членам соответствующие свидетельства о допуске.
Легитимность свидетельства о допуске должна подтверждаться не только соответствующим решением общего собрания (см. ч. 6 рассматриваемой статьи), но и статусом саморегулируемой организации, установленным в определенном Кодексом порядке.
Получение свидетельств о допуске членами согласно рассматриваемым нормам осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений в такие свидетельства (см. ч. ч. 10 - 14 настоящей статьи).

8. Положения ч. 8 рассматриваемой статьи определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливающую правовое содержание допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Допуск к таким работам представляет собой один из основных результатов саморегулирования - подтверждение надежности и высокой квалификации исполнителя работ, обозначенных в Перечне согласно ч. 4 комментируемой статьи. Освидетельствование (выдача) допуска обусловливает действие механизма субсидиарной ответственности за причинение вреда в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 60 Кодекса), т.е. за недостатки в работе своих членов организация несет ответственность своими средствами.
Для обеспечения единства в оформлении основного документа саморегулирования законодатель определил, что форма свидетельства о допуске устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором).
Обратим внимание на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 октября 2010 г. N 09-02-03/4967 "Разъяснения о порядке заполнения Формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в котором указывается, что до внесения изменений в форму свидетельства о допуске целесообразно в графе "Отметка о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства" указывать, на каких объектах капитального строительства член саморегулируемой организации вправе выполнять указанный вид работ, а также, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять работы по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, работы по организации подготовки проектной документации, указывать стоимость работ по одному договору.
Эта рекомендация была реализована в соответствующем Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 ноября 2010 г. N 1042 "Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

9. Правила комментируемой части статьи регламентируют пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как установлено законодателем, выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется саморегулируемой организацией:
- бесплатно (после соответствующей оплаты вступительного, членского взноса и взноса в компенсационный фонд в порядке ч. 6 ст. 55.6, п. 3 ч. 2 ст. 55.7, ч. 10.1 настоящей статьи Кодекса);
- навсегда (с условием прохождения установленных переквалификации и аттестации согласно федеральному минимуму ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса);
- на всю территорию действия норм комментируемого Кодекса (пределы действия федерального законодательства).

10. В нормах ч. ч. 10, 11 - 14 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, член саморегулируемой организации имеет право на внесение изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае намерения увеличить количество видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске, член саморегулируемой организации обязан аргументировать свое стремление заявлением с приложением соответствующих документов о соблюдении требований, установленных саморегулируемой организацией, согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса.
Недостаточная аргументация такого заявления согласно п. п. 1 и 2 ч. 11 настоящей статьи может служить основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске.
Правила, установленные ч. 10.1 комментируемой статьи, внесены в положения Кодекса в соответствии с п. 7 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ. Они устанавливают обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации (см. ч. ч. 6, 7 ст. 55.16 Кодекса).

11. Положения ч. 11 настоящей статьи определяют часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как установил законодатель, бесспорному отказу во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ подлежат три случая. Во-первых, фактическое несоответствие члена саморегулируемой организации требованиям, установленным саморегулируемой организацией согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса (например, неисправность материально-технической базы); во-вторых, представление неполного объема документов, обозначенных в требованиях к выдаче свидетельства о допуске (например, документов о соответствующей квалификации работников согласно федеральному минимуму в порядке ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса); в-третьих, неоплата взноса в компенсационный фонд в соответствии с нормами ч. 10.1 настоящей статьи при стремлении получить свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства.

12. В правилах ч. 12 рассматриваемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий характер перечня оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, т.е. основания, кроме установленных в ч. 11 комментируемой статьи, могут устанавливаться только содержанием федерального законодательства, что реализует право членов саморегулируемых организаций в градостроительной сфере на свободу своей предпринимательской деятельности.

13. В соответствии с комментируемыми положениями саморегулируемая организация обязана:
- в течение тридцати дней со дня получения документов от своего члена проверить их и принять решение о внесении изменений в его свидетельство о допуске, касающихся допуска к определенному виду работ (отказе во внесении таких изменений);
- направить решение о внесении изменений (отказе во внесении таких изменений) заявителю.
Неисполнение (нарушение сроков, ненаправление решения заявителю) этих обязанностей может стать основанием арбитражного обжалования в порядке ч. 17 рассматриваемой статьи.

14. Продолжением вышеуказанных обязанностей саморегулируемой организации при изменении видов работ в свидетельстве о допуске в ч. 14 рассматриваемой статьи обозначены:
- выдача в трехдневный срок (с учетом только рабочих дней) после принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске измененного свидетельства;
- отбор ранее выданного свидетельства (согласно общим правилам учета документов строгой отчетности, см. Унифицированную форму первичной учетной документации N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности" (ОКУД 0317014), утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88, Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100);
- внесение в реестр членов саморегулируемой организации сведений об изменении в обновленных свидетельствах о допуске (в порядке п. 3 ч. 2 ст. 55.17 Кодекса в такой реестр включаются в том числе сведения о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);
- направление информации об изменении в обновленных свидетельствах о допуске в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор), так как последний по общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО и согласно ч. 1 ст. 55.18 Кодекса отвечает за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности и внесение в него установленных согласно ч. 2 ст. 55.18 Кодекса сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.

15. В нормах ч. 15 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую основы правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно нормам ч. 1 комментируемой статьи исполнитель без наличия соответствующего свидетельства о допуске не может приступать к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (требования наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также определены положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса).
В рассматриваемой части обозначен исчерпывающий перечень семи юридических фактов, которые могут стать основанием для прекращения в отношении определенного вида (видов) работ действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:
1) добровольное волеизъявление члена саморегулируемой организации с последующим решением в порядке ст. 55.11 постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (о добровольном характере членства в саморегулируемой организации см. комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 55.7 Кодекса);
2) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 при наличии свидетельства о допуске к такому же виду работ, выданного их члену в другой саморегулируемой организации (о запрете получения допуска на определенный вид работ от разных саморегулируемых организаций см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи);
3) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 и п. 3 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса при наличии оснований для приостановления в соответствии с ч. 3 ст. 55.15 Кодекса действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, а также неустранения таких оснований в установленный срок (шестьдесят календарных дней);
4) решение суда (в порядке п. 3.3 ст. 6 и ч. 7 ст. 55.19 Кодекса органы государственной власти (орган надзора за саморегулируемыми организациями) в пределах полномочий в области градостроительной деятельности могут обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций);
5) прекращение членства в саморегулируемой организации (особенности общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированные положениями ст. 5 ФЗ о СРО, указаны в комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса);
6) решение общего собрания членов саморегулируемой организации при применении меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами п. 4 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса (основы правового регулирования общего собрания членов саморегулируемой организации - высшего органа управления саморегулируемой организации - определены в ст. 55.10 комментируемого Кодекса и ст. ст. 15, 16 ФЗ о СРО);
7) исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (общие правила исключений сведений (снятия статуса саморегулирования) о некоммерческой организации из государственного реестра регламентированы положениями ст. 21 ФЗ о СРО, а также ч. ч. 4 - 5, 8 ст. 55.18 Кодекса).

16. Последней нормой правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в ч. 16 комментируемой статьи установлено императивное правило обязательного прекращения членства в саморегулируемой организации, если прекратило действие выданное в такой организации свидетельство о допуске к работам (за исключением случая приобретения в порядке ч. 7 ст. 55.8 Кодекса некоммерческой организацией статуса саморегулируемой).

17. Положения рассматриваемой части определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливающую право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации при реализации правовых механизмов выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, внесения в них изменений, а также прекращения действия такого свидетельства.

18. Нормы ч. 18 комментируемой статьи определяют условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, законодателем установлено, что свидетельство о допуске к работам не действительно без внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче такого свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам. Можно сделать вывод, что отсутствие в реестре членов саморегулируемой организации сведений о прекращении действия свидетельства о допуске даже при наступлении любого из семи юридических фактов, исчерпывающий перечень которых обозначен в ч. 15 рассматриваемой статьи, формально означает действительность такого свидетельства.
Говоря о допуске к различным видам строительных работ в области саморегулирования, следует отметить, что в п. 32.10 разд. III Перечня (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624) "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" указан строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов. В данной связи Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А53-5882/2010 указано, что для осуществления лабораторного контроля качества асфальтобетонного покрытия необходимо иметь допуск к проведению строительного контроля, выданный саморегулируемой организацией.

Второй комментарий к статье 55.8 ГрК РФ

1. В настоящей статье урегулирована процедура допуска индивидуального предпринимателя или юридического лица к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Эти работы могут выполняться, как определяет ч. 1, при наличии свидетельства о допуске к таким работам, выданного ГрСРО. На необходимость наличия такого свидетельства указывают многие положения ГрК РФ, например ст. ст. 47, 48, 52. В действующей редакции комментируемой статьи определены следующие правила относительно выдачи данного документа:

- обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное ГрСРО свидетельство о допуске к таким работам с соблюдением планируемой стоимости работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд ГрСРО в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 ГрК РФ;

- обязанность получения допуска на определенный вид работ только от одной ГрСРО (ч. 2);

- запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной ГрСРО к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ (ч. 3);

- пределы сферы деятельности ГрСРО в части выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 5);

- правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО (ч. 6);

- особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса ГрСРО (ч. 7);

- пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 9);

- порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 10);

- обязанность члена ГрСРО до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд ГрСРО до размера, установленного ГрСРО для своих членов, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд ГрСРО (ч. 10.1);

- исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 11);

- правовой механизм прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 15).

Новая редакция комментируемой статьи, вступающая в силу с 1 июля 2017 г., изменяет ряд формулировок. Так, например, вместо наличия свидетельства о допуске речь идет о членстве в ГрСРО, т.е. определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом ГрСРО.

2. Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. N 356 (действует до 1 июля 2017 г.). Данный нормативный правовой акт определяет, что в свидетельстве должны быть указаны следующие данные:

- полное наименование юридического лица (или ФИО индивидуального предпринимателя);

- основной государственный регистрационный номер, а также ИНН;

- адрес местонахождения (место жительства) владельца свидетельства (дата рождения индивидуального предпринимателя);

- основание выдачи свидетельства (наименование органа управления ГрСРО, номер протокола, дата заседания);

- виды работ (Приложение), о допуске к которым член ГрСРО имеет свидетельство;

- стоимость договоров по осуществлению работ, которые вправе заключать владелец свидетельства (указывается максимальная стоимость работ по одному договору).

При этом в Приложении в зависимости от вида объектов капитального строительства, на безопасность которых оказывают влияние работы, в отношении которых оформляется допуск, используются формулировки: объекты капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии, или объекты капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), или объекты капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии). В графе "Наименование вида работ" конкретные виды работ должны быть указаны в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624.

Указанный Перечень является исчерпывающим, это означает, что виды деятельности, которые в нем не поименованы, не требуют получения соответствующего свидетельства. Эта позиция озвучена и судебными органами.

Пример: суд отказал в удовлетворении исковых требований инспекции государственного строительного надзора субъекта РФ о привлечении государственного казенного учреждения к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания об устранении нарушения при осуществлении строительного контроля путем получения свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ либо заключения договора с лицом, имеющим такой допуск. Как указал суд, согласно ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой Перечень утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624. Учреждение, являясь застройщиком при строительстве спорного объекта капитального строительства, самостоятельно проводит строительный контроль без привлечения третьих лиц. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком не включены в приведенный Перечень. Таким образом, возложение обязанности по получению свидетельства о допуске к выполнению работ по строительному контролю в случае самостоятельного осуществления таких работ недопустимо (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2016 г. по делу N А27-18159/2015).

Важно также иметь в виду, что законодатель проводит четкое разграничение между теми видами работ, на которые необходимо получать лицензию, и теми, для которых лицензия не требуется. Все виды работ, внесенные в указанный Перечень, не требуют дополнительно соблюдения режима лицензирования. Собственно говоря, правовой механизм саморегулирования как раз и был создан для того, чтобы вывести некоторые виды деятельности (в данном случае - градостроительной) из сферы действия законодательства о лицензировании. Эту позицию поддерживают и судебные органы (см., например, Определение ВС РФ от 16 июля 2013 г. N АПЛ13-295, решение ВС РФ от 9 апреля 2013 г. N ГКПИ13-7).

3. Свидетельство о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства не только предоставляет указанному субъекту определенные возможности, но и ограничивает его правоспособность, поскольку, как следует из ч. 1.1 комментируемой статьи, данное лицо вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом ГрСРО был внесен взнос в компенсационный фонд ГрСРО. При этом количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом ГрСРО, не ограничивается. Смысл данного правила заключается в том, чтобы препятствовать осуществлению членом ГрСРО деятельности, ответственность за которую финансово не обеспечена. Соответственно, при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член ГрСРО обязан вначале покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения в порядке правил ст. 55.16 ГрК РФ, а затем приступать к работе.

Несоблюдение названного ограничения порождает негативные правовые последствия, среди которых, например, отклонение заявок члена ГрСРО на участие в конкурсе (аукционе) на право заключать договоры строительного подряда. Как не раз указывали судебные органы, такое отклонение является правомерным, поскольку хозяйствующий субъект ограничен в заключении договоров в силу требований закона.

Пример: суд удовлетворил исковые требования федерального государственного бюджетного учреждения о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по субъекту РФ, которым признаны нарушающими ч. 7 ст. 41.11 ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" действия учреждения по отклонению заявки общества на участие в проводимом учреждением аукционе на право заключения контракта по проведению строительно-монтажных работ по объекту строительства. В соответствии с выданным обществу свидетельством оно ограничено в заключении договоров по осуществлению организации работ по строительству, стоимость таких работ по одному договору не должна превышать определенную сумму. Между тем цена предложения участников торгов превышает указанную сумму. Таким образом, заявка общества на участие в конкурсе отклонена учреждением обоснованно (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 1 августа 2013 г. по делу N А57-17005/2012).

Очевидно, что, если конкурс или аукцион при наличии указанных нарушений все же состоялся, его результаты могут быть признаны недействительными в судебном порядке по аналогичному основанию.

4. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной ГрСРО свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данное ограничение не ущемляет право хозяйствующего субъекта быть членом нескольких ГрСРО, речь идет лишь о запрете на наличие свидетельств о допуске на один и тот же вид работ, выданных разными ГрСРО (об этом см. разъяснения Минстроя России в письме от 13 февраля 2014 г. N 1922-ЕЖ/08). Это правило органически связано с общим требованием ст. 5 ФЗ "О саморегулируемых организациях", в силу которой субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида. Правовые последствия нарушения указанного правила установлены в ч. 5 ст. 55.6 ГрК РФ, определяющей, что наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой ГрСРО того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении, является основанием для отказа в приеме в члены ГрСРО.

5. Комментируемая статья в ч. 3 запрещает члену ГрСРО выполнять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае несоблюдения хотя бы одного требования из установленных ГрСРО требований к выдаче свидетельства. Поскольку указанные требования образуют сложный комплекс (будучи сходными, но не тождественными для всех ГрСРО), потенциальных отклонений и нарушений также может быть множество, например невыполнение условий об образовании, квалификации и трудовом стаже работников, отсутствие утвержденных документов в области системы управления качеством (положения о системе контроля качества, политики и цели в области качества и пр.), нарушения в сфере охраны труда и т.д. Нарушение данного запрета может быть выявлено при контроле за деятельностью членов ГрСРО в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (осуществляется при приеме в члены ГрСРО, а также не реже чем один раз в год).

Необходимо заметить, что контролирующие органы зачастую считают нарушением комментируемой статьи выполнение членом ГрСРО работ на сумму, превышающую ограничения, установленные для данного субъекта.

Пример: в представлении Счетной палаты РФ от 26 ноября 2014 г. N ПР 09-312/09-03 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка использования государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами в Северо-Кавказском федеральном округе РФ" в Правительстве Республики Дагестан" было указано, что в нарушение ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ "Дагводсервис" было допущено к участию в аукционе и заключило государственный контракт от 30 августа 2013 г. с ООО "С" на выполнение капитального ремонта защитных водооградительных валов по левому берегу р. Терек, Бабаюртовский район Республики Дагестан, объем финансирования которого составил 34 159,3 тыс. рублей, что на 24 159,3 тыс. рублей превышает предельный лимит стоимости работ (10 000,0 тыс. рублей), установленный для ООО "С" свидетельством N 0352.00-2012-0570004864-С-28 о допуске к видам работ.

Строго говоря, такая квалификация (о ее правовых последствиях см., например, решения ФАС России от 28 февраля 2013 г. по делу N К-255/13, от 26 декабря 2011 г. по делу N К-2853/11, от 26 декабря 2011 г. по делу N К-2854/11) не верна, поскольку требования, касающиеся предельной стоимости работ, выполняемых членом ГрСРО по соответствующему договору, установлены законом, а не ГрСРО и не относятся к условиям выдачи свидетельства о допуске (это легко понять, если проанализировать комментируемую статью в системной связи со ст. 55.5 ГрК РФ). Как бы то ни было, практика подобной оценки действий хозяйствующих субъектов на сегодняшний день весьма распространена.

6. Комментируемая статья в ч. ч. 4 и 4.1 определяет правовой режим перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как верно отмечают исследователи, введение данного перечня определяет границы сферы саморегулирования и осуществлено взамен определения видов лицензируемой градостроительной деятельности <163>. Указанный Перечень утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, в котором сделана оговорка о невключении в Перечень видов работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство. В соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в отношении следующих объектов:

--------------------------------

<163> См.: Егоров В.Ю., Шишелова С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Под ред. А.В. Филатовой. М.: ЭлКниги, 2012.

- гаража, если его строительство осуществляется на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

- объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

- строений и сооружений вспомогательного использования;

- объектов капитального строительства и (или) их частей, если речь идет об их изменении, которое не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности, или о капитальном ремонте;

- буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены и иные виды объектов, в отношении которых не требуется получения разрешения. Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП к таким объектам и видам работ относятся:

1) строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно;

2) строительство и реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 МПа включительно или горячую воду с температурой до 115 °С включительно;

3) строительство и реконструкция водопроводов, самотечных и напорных сетей бытовой канализации диаметром до 300 мм включительно, а также водосточных самотечных сетей диаметром до 1000 мм включительно;

4) строительство и реконструкция сетей газопотребления и газораспределения в случаях, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно;

5) реконструкция инженерных сетей и сооружений (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения), не указанных выше, в случае если реконструкция будет проводиться без увеличения установленных в отношении таких инженерных сетей и сооружений технических (охранных) зон.

Помимо этого, указанный Перечень не включает в себя виды строительных работ, производимых в отношении:

- объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);

- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (см. письмо Минрегиона России от 29 июля 2011 г. N 20456-ИП/08 "О применении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").

Как разъяснило Министерство регионального развития РФ, при проведении работ по благоустройству территорий, устройству дорожек из тротуарных плит, содержанию зеленых насаждений, по проведению отделочно-декоративных и облицовочных работ, по осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, по строительству (капитальному ремонту) остановочных павильонов и экопарковок не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. письмо Минрегиона России от 31 августа 2010 г. N 31330-ИП/08 "О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства").

Цитируемый Приказ Минрегиона России также определил, что виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством РФ (речь идет о ТК РФ и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним).

Пример: правовое значение указанного Перечня было дополнительно разъяснено ВС РФ. В частности, было определено, что издание Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 не имело целью создание государственных информационных систем, информационных ресурсов и установление межведомственного информационного обмена; при этом ни в ГрК РФ, ни в иных федеральных законах, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью ГрСРО, не имеется норм, возлагающих на Минрегион РФ обязанность по разработке и утверждению Перечня в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93). Признаны несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что Минрегион РФ, утверждая Перечень, вышел за пределы предоставленной компетенции, фактически установив порядок выдачи свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства; в частности, обозначение астериском некоторых видов и групп видов работ и указание в примечании к Перечню на то, что они требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, в случаях выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ, не свидетельствуют о превышении компетенции Минрегионом РФ. Данная норма является бланкетной, применена в целях сокращения текста нормативного правового акта, по существу содержит Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на издание которого Минрегион РФ был уполномочен (см. Определение Кассационной коллегии ВС РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710).

Юридическое (правообразующее) значение информации, представленной в Перечне, подкрепляется нормой ч. 4.1 комментируемой статьи, позволяющей вводить в действие изменения, вносимые в Перечень, не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения, поскольку во всех подобных случаях всегда требуется некоторый переходный период, в течение которого все ГрСРО и их члены смогут внести соответствующие изменения в документы, отражающие их деятельность.

7. Из содержания ч. 6 комментируемой статьи (о том, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается ГрСРО при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам) следует, что отсутствие такого свидетельства означает одно из двух: либо указанный субъект не соответствует требованиям, установленным ГрСРО, либо он осуществляет строительную деятельность того или иного вида самовольно и с заявлением о вступлении в ГрСРО в принципе не обращался. И в том и в другом случае налицо состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Ответственность по указанной статье будет наступать и в том случае, если у индивидуального предпринимателя или юридического лица есть свидетельство о допуске к некоторой части осуществляемых им работ, поскольку по смыслу комментируемой статьи допуск должен быть оформлен в отношении каждого вида работ.

Если хозяйствующий субъект намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, ему необходимо подать в ГрСРО следующие документы:

- заявление о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ;

- документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

В правилах каждой ГрСРО этот перечень документов конкретизируется самостоятельно. Так, например, согласно Правилам АСРО "Строители Черноземья" к таким документам относятся:

- перечень нормативных документов, регламентирующих выполнение каждого заявленного вида работ;

- квалификационный состав всех инженерно-технических работников на текущий момент, с приложением копий документов, подтверждающих квалификацию (дипломов об образовании, удостоверений о повышении квалификации, аттестатов, трудовых книжек) специалистов, не представленных ранее;

- копия штатного расписания на текущий момент, заверенного отделом кадров;

- сведения о численности и образовании квалифицированных специалистов на каждый заявленный вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- информация о наличии зданий, помещений, механизмов и оборудования на каждый заявленный вид работ;

- сведения о системе управления качеством, системе контроля качества работ с приложением следующих документов (если ранее не предоставлялись);

- сведения о закреплении ответственных за выполнение функций генерального подрядчика, положение о генеральном подрядчике, приказы;

- документы, подтверждающие наличие системы аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и пр. <164>.

--------------------------------

<164> URL: http://srosvo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19&Itemid=164 (дата обращения: 28.02.2017).

Во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ может быть отказано по следующим основаниям (ч. 11 комментируемой статьи):

- несоответствие заявителя требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам;

- непредставление заявителем в полном объеме документов, перечисленных выше.

Поскольку в ч. 10.1 комментируемой статьи определено, что свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену ГрСРО только после внесения им взноса в компенсационный фонд ГрСРО в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд ГрСРО до размера взноса, установленного ГрСРО для членов ГрСРО, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ (но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд ГрСРО), еще одним основанием отказа во внесении изменений в свидетельство может быть невнесение взноса в указанный компенсационный фонд. Иных оснований для отказа закон не предусматривает, перечень оснований является закрытым (ч. 12).

Если СРО принимает решение о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, в срок не позднее трех рабочих дней после принятия такого решения она обязана выдать новое свидетельство взамен ранее выданного. Принципы выдачи свидетельства о допуске, установленные ГрК РФ (бесплатность, бессрочность), в данном случае сохраняются. При этом нужно иметь в виду, что ГрСРО не вправе выдавать свидетельства о допуске на виды работ, не включенные в сферу ее деятельности, на которые соответственно не разработаны и утверждены требования к выдаче свидетельств о допуске к работам (письмо Минрегиона России от 26 марта 2012 г. N 6698-ДШ/08).

Наряду с выдачей свидетельства у ГрСРО возникает обязанность внести в порядке, установленном ст. 55.17 ГрК РФ, в реестр членов ГрСРО необходимые сведения и направить их на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных ГрСРО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в Национальное объединение ГрСРО. Выполнение этой обязанности порождает правовые последствия, поскольку сроки начала и прекращения действия свидетельства определяются со дня внесения ГрСРО названных сведений в реестр. Исключение составляет случай, когда сведения о ГрСРО исключаются из государственного реестра ГрСРО. В этом случае действие выданных такой ГрСРО индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу свидетельств о допуске прекращается со дня исключения сведений о ней из государственного реестра ГрСРО (ч. ч. 18 - 19 комментируемой статьи), что вполне логично, поскольку, если ГрСРО перестает существовать, она уже не может вносить никакие записи в реестр.

Положения ч. 20 комментируемой статьи о том, что член ГрСРО, исключенной из госреестра, не вправе принимать на себя новые обязательства по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании свидетельств о допуске, выданных исключенной ГрСРО, сформулированы по тому же самому принципу и преследуют цели обеспечения соблюдения прав и законных интересов участников градостроительных отношений. Как только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо станет членом другой ГрСРО, он сможет возобновить свою предпринимательскую деятельность (надо обратить внимание на то, что ограничение на вступление в новые обязательства не препятствует продолжению деятельности по исполнению ранее возникших обязательств).

8. В комментируемой статье (ч. 15) определены основания прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень этих оснований является исчерпывающим. Все они играют роль санкций в отношении члена ГрСРО либо просто предполагают негативные последствия для организации, поскольку установлено, что прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет за собой исключение субъекта из ГрСРО (ч. 16).

Закон предполагает пять юридических фактов, каждый из которых может служить причиной прекращения действия свидетельства:

1) решение постоянно действующего коллегиального органа управления ГрСРО (оно может быть принято на основании заявления члена ГрСРО или при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой ГрСРО свидетельства о допуске к такому же виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 55.15 ГрК РФ выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено);

2) решение суда;

3) прекращение членства в ГрСРО;

4) решение общего собрания членов ГрСРО в случае применения меры дисциплинарного воздействия;

5) исключение сведений о ГрСРО из государственного реестра СРО.

Следует иметь в виду, что возможны различные причины прекращения членства в ГрСРО. Судебная практика среди таких причин называет реорганизацию юридических лиц.

Пример: суд, рассматривая кассационную жалобу, указал, что положения ст. ст. 55.8 и 55.17 ГрК РФ не предусматривают процедуру внесения изменений в свидетельство о допуске к проектным работам путем замены реквизитов одной организации - члена СРО на реквизиты другой организации, не являющейся членом СРО, хотя и являющейся его правопреемником. Право осуществлять виды работ, на которые СРО выдано свидетельство о допуске, является исключительным специальным правом и не может быть передано в порядке правопреемства. ГрК РФ не допускает замену владельца свидетельства о допуске. По смыслу ч. 15 ст. 55.8 ГрК РФ при реорганизации в форме присоединения свидетельство о допуске к работам, выданное присоединяемому юридическому лицу, прекращает свое действие со дня прекращения членства в СРО и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности этого лица. При этом порядок перераспределения средств, внесенных таким лицом в компенсационный фонд СРО, законодательством не предусмотрен (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2016 г. N Ф08-3221/2016 г. по делу N А32-32523/2015).

9. Новая редакция комментируемой статьи определяет обязанности члена ГрСРО, ранее не названные в тексте ГрК РФ. Установлено, что член ГрСРО ежегодно в порядке, установленном Минстроем России, обязан уведомлять ГрСРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом ГрСРО в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член ГрСРО вправе не представлять в ГрСРО документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.

Также закон предусматривает, что член ГрСРО самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена ГрСРО по обязательствам, предусмотренного ч. 11 или ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами ГрСРО. Данные правила вступят в силу с 1 июля 2017 г.