Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

СТ 5 ГрК РФ.

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарий к Ст. 5 Градостроительного кодекса РФ

1. Включение в кодифицированный нормативно-правовой акт отдельной статьи о субъектах, а иногда и объектах соответствующих отношений является довольно распространенной традицией. При этом если ст.5 ЗК РФ проводит разграничение между участниками земельных отношений – гражданами России и иностранными гражданами, то комментируемая статья этого не делает вслед за ГК РФ, глава третья которого называется «Граждане (физические лица)». Данный подход законодателя обусловлен установлением некоторых ограничений прав иностранных граждан и юридических лиц на земельные участки (п.3 ст.15 ЗК РФ), в то время как особых ограничений прав иностранцев в сфере градостроительной деятельности не предусмотрено.

Для участия в градостроительных отношениях физические лица должны обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Содержание правоспособности применительно к градостроительным отношениям заключается в том, что граждане вправе принимать участие в публичных слушаниях (ст.28 ГрК РФ), требовать возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при осуществлении территориального планирования или градостроительного зонирования (ст.59 ГрК РФ), осуществлять индивидуальное жилищное строительство и т.д.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь права в сфере градостроительной деятельности только в части, соответствующей целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная правоспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Правоспособность юридического лица в сфере градостроительных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

2. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в градостроительных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими (например, посредством предоставления для строительства). В последнем случае к ним применяются положения о юридических лицах.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Перечень федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (с изменениями от 20 мая и 1 декабря 2004 г.). Данный указ определяет, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. На уровне субъектов РФ органы государственной власти, правомочные своими действиями участвовать в градостроительных отношениях, определяются самостоятельно и могут иметь различное наименование с учетом национальной или иной специфики (правительства, администрации, мэрии и т.д.).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять вышеуказанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (в первую очередь уставами муниципальных образований). При этом никакого единого стандарта по самоназванию органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (мэр, глава администрации, префект и т.д.) не существует.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст.125 ГК РФ).

Другой комментарий к Статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации