СТ 6.1 ГрК РФ.
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о введении в действие настоящего Кодекса).
1.1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства:
1) утратил силу с 5 мая 2020 г. - Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ
2) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом настоящей части, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;
4) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий готовит и вносит в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
3.1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, пользуется правами, установленными подпунктами "а", "б" пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления.
5. Осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
6. Полномочия, переданные в соответствии с настоящей статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
7. В течение месяца со дня поступления сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, переданных в соответствии с настоящей статьей, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит проверку достоверности указанных сведений и по результатам проверки выдает заключение о надлежащем исполнении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий либо готовит и вносит в Правительство Российской Федерации предложения для принятия решения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Полномочия, указанные в части 6 настоящей статьи и временно изъятые, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительс
1. Содержание ч. ч. 1, 3, 4, 5 комментируемой статьи было изменено нормами Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур согласования документов территориального планирования (в частности, исключены нормы о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования) и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.
В нормах рассматриваемой статьи установлены особенности осуществления передачи полномочий (но не самих полномочий) РФ в сфере градостроительной деятельности субъектам РФ, которыми представляются:
- два условия передачи органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- безусловная передача осуществления полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
- полномочия Минрегиона России принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные для исполнения;
- обозначение исчерпывающего перечня пяти полномочий Минрегиона России контрольного характера в области передачи полномочий РФ субъектам РФ в сфере градостроительной деятельности;
- установление четырех полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий;
- определение порядка финансирования переданных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ;
- регламентация трех основных норм порядка временного изъятия у органов государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере градостроительной деятельности (полномочия Правительства РФ, Минрегиона России, особенности исполнения временно изъятых полномочий в сфере градостроительной деятельности).
Согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи двумя условиями передачи осуществления полномочий органам государственной власти субъектов РФ обозначены:
1) передача осуществления полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением работ в отношении исчерпывающего перечня квалифицированных объектов согласно п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса;
2) возможность установления ограничений порядка передачи осуществления полномочий правилами ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.
Следует отметить, что в нормах ст. 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ определены некоторые особенности комментируемого порядка передачи осуществления полномочий. Так, на территории города федерального значения - Москвы - до 1 января 2013 г.:
- органы государственной власти данного субъекта РФ осуществляют полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;
- государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти данного субъекта РФ.
Часть 1.1 рассматриваемой статьи включает нормы о безусловной передаче осуществления полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства о градостроительной деятельности (о порядке контроля за исполнением переданных полномочий органам государственной власти субъектов РФ по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности см. комментарии к ст. 8.1 Кодекса).
2. Нормы ч. 2 определяют полномочия Минрегиона России принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные для исполнения. Отметим, что реализация комментируемой функции обозначена в п. п. 5.2.3, 5.3.10.1, 5.3.20 Положения о Министерстве регионального развития РФ, в соответствии с которыми Минрегион России:
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий);
- осуществляет методическое обеспечение и организацию разработки стратегий и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов;
- реализует полномочия в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства РФ о градостроительной деятельности, временно изъятые в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ.
О реализации комментируемой функции см. также Порядок проведения работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил в Минрегионе России (утв. Приказом Минрегиона России от 28 августа 2010 г. N 385), Приказ Минрегиона России от 14 октября 2010 г. N 447 "О ФГУ "Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве".
3. В правилах комментируемой части законодатель установил исчерпывающий перечень пяти полномочий Минрегиона России контрольного характера в области передачи полномочий РФ субъектам РФ в сфере градостроительной деятельности, включающий:
1) согласование структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, отвечающих за осуществление переданных полномочий РФ;
2) осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений (см. также п. 5.3.18 Положения о Министерстве регионального развития РФ);
3) осуществление контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (см. также п. 5.3.19 Положения о Министерстве регионального развития РФ);
4) внесение в Правительство РФ предложения о временном изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ при ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий;
5) установление содержания и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости - целевых прогнозных показателей.
Следует отметить, что на реализацию комментируемых пяти полномочий Минрегиона России также направлены нормы:
- о согласовании структуры органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
- о предоставлении отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления.
4. Комментируемая часть определяет четыре полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по организации деятельности по осуществлению переданных полномочий. Два из них содержат правила самостоятельной организации деятельности, остальные направлены на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.
Следует отметить, что некоторая самостоятельность комментируемых функций отражена в нормах Кодекса. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 62 Кодекса при нарушении требований комментируемого законодательства, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на объектах, которые не входят в исчерпывающий список квалифицированных объектов п. 5.1 ст. 6 Кодекса, установление его причин осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
5. В соответствии с рассматриваемыми положениями определены правовые основы порядка финансирования переданных полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ:
- субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета не представляются;
- финансирование полномочий по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации (результатов инженерных изысканий) осуществляется за счет средств застройщика (заказчика).
В соответствии с положениями ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
6. Положениями ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи законодатель обозначил три основных правила порядка временного изъятия у органов государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере градостроительной деятельности (полномочия Правительства РФ, Минрегиона России, особенности исполнения временно изъятых полномочий в сфере градостроительной деятельности).
Во-первых, установлено полномочие Правительства РФ на временное изъятие переданных полномочий по представлению Минрегиона России при неисполнении или ненадлежащем исполнении органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий (см. также п. 4 ч. 3 комментируемой статьи).
Во-вторых, проверка и выдача заключения Минрегионом России о надлежащем (ненадлежащем) исполнении переданных полномочий органами государственной власти субъекта РФ осуществляются в течение месяца со дня поступления сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении полномочий.
В-третьих, временно изъятые полномочия могут осуществляться как Минрегионом России, так и подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
Отметим, что мониторинг состояния деятельности в пределах переданных полномочий осуществляется Минрегионом России посредством анализа соответствующей отчетности (см. Приказ Министерства регионального развития РФ от 2 июля 2008 г. N 86).
1. Комментируемая статья регулирует порядок и условия передачи осуществления полномочий в области градостроительной деятельности от РФ к ее субъектам.
При этом следует, прежде всего, отметить, что предусмотренная комментируемой статьей передача полномочий касается осуществления только двух видов полномочий:
а) в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (п. 1);
б) в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (п. 1.1, о порядке осуществления такого контроля см. комментарий к ст. 8.1 ГрК РФ).
В то же время, как исключение из этого правила, установлен запрет: не могут передаваться субъектам РФ для осуществления полномочия по организации и проведению государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении двенадцати категорий (видов) объектов:
- в отношении объектов, строительство (реконструкцию) которых предполагается осуществлять:
1) на территориях двух и более субъектов РФ;
2) на территориях посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
3) в исключительной экономической зоне;
4) на континентальном шельфе РФ;
5) во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- а также в отношении:
6) объектов обороны и безопасности;
7) иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
8) автомобильных дорог федерального значения;
9) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности);
10) особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
11) объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I - V классов опасности;
12) иных объектов, определенных Правительством РФ.
Правила настоящей статьи особенно актуальны для города федерального значения Москвы, а также некоторых других субъектов РФ. Неслучайно в ст. 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" определены некоторые особенности установленного порядка передачи осуществления полномочий городу Москве. Предусмотрено, в частности, что Российская Федерация передает в соответствии со ст. 6.1 ГрК РФ органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2017 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации метрополитена и так называемых "уникальных объектов" капитального строительства в городе (согласно характеристикам ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ), а также государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов. Соответственно, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства поручено осуществлять (до 1 января 2017 г.) уполномоченному на это органу исполнительной власти данного субъекта РФ - города федерального значения Москвы. Хотя передачу такого полномочия комментируемая статья не предусматривает, однако это допустимо на основании и в соответствии со ст. 26.8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Основы правового порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и такой же экспертизы инженерных изысканий установлены ст. ст. 49 и 49.1 ГрК РФ. Порядок проведения таких экспертиз регулируется Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
По смыслу комментируемой статьи передача названных полномочий осуществляется "по линии" исполнительных органов государственной власти. Это логично, поскольку согласно ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено нормативно-правовое и методическое обеспечение возможной передачи полномочий в области градостроительства от федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов РФ. В этой связи закреплено право федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий; кроме того, этот орган вправе издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в настоящее время является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) (см. п. 1 Положения об одноименном министерстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038). Указанное Положение содержит нормы, закрепляющие соответствующие полномочия (см. п. 3 комментария к настоящей статье) за Минстроем России.
3. В ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи в связи с передачей осуществления указанных полномочий установлены так называемые "зеркальные" полномочия соответственно федерального органа исполнительной власти - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, с одной стороны, и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (главы, губернатор региона и т.п.), с другой стороны.
Минстрой России в связи с передачей полномочий в регионы осуществляет (помимо нормотворческих и методических функций) четыре вида полномочий организационно-управленческого и контрольного характера. В их числе:
1) согласование структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
2) осуществление контроля:
а) за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий (с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене этих правовых актов или о внесении в них изменений);
б) за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий (с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий);
3) установление (определение) содержания и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий (в случае необходимости возможно установление целевых прогнозных показателей);
4) внесение в Правительство РФ предложений для принятия решения о временном изъятии тех или иных переданных полномочий у органов государственной власти субъектов РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения их этими органами государственной власти. Мониторинг состояния дел по исполнению переданных полномочий осуществляется Минстроем России, прежде всего, посредством анализа соответствующей отчетности (см. действующий Приказ Минрегиона России от 2 июля 2008 г. N 86 "О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности").
4. В ч. 4 комментируемой статьи содержатся нормы, наделяющие высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (главы, губернатора региона и т.п.) рядом необходимых полномочий в связи с передачей Российской Федерацией в регионы полномочий в сфере градостроительства. В частности, высшее должностное лицо субъекта РФ:
1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает (по согласованию с Минстроем России) структуру органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
4) обеспечивает своевременное представление в Минстрой России отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий (либо о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления), а также экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий.
5. В ч. 5 комментируемой статьи определены основы порядка финансирования полномочий в области градостроительной деятельности, передаваемых с федерального уровня государственной власти на региональный уровень. Передача указанных полномочий для осуществления их органами государственной власти субъектов РФ производится без предоставления субвенций из федерального бюджета (о понятии субвенций см. ст. 133 БК РФ). Указанная норма является своеобразным исключением из общего правила передачи полномочий от федеральных органов государственной власти к региональным органам власти вместе с передачей необходимых материальных и финансовых средств, установленного ч. 1 ст. 26.8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Такое исключение вполне обоснованно и закономерно, поскольку финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий должно осуществляться за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
6. В ч. 6 и двух последующих частях комментируемой статьи определены основы правового механизма изъятия (то есть возврата на федеральный уровень) Правительством РФ полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ в случае их ненадлежащего осуществления. Здесь, прежде всего, содержится своеобразное напоминание региональным органам государственной власти о том, что полномочия, переданные им в соответствии с настоящей статьей, могут быть временно изъяты Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти (Минстроя России) в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что является результатом реализации одного из полномочий названного Министерства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).
7. В ч. 7 комментируемой статьи установлено правило реализации нормы предыдущей части этой же статьи. Оно заключается в том, что со дня поступления сведений о неисполнении (или ненадлежащем исполнении) органами государственной власти субъекта РФ полномочий, переданных им в соответствии с настоящей статьей, федеральное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в течение месяца проводит проверку достоверности указанных сведений и по результатам такой проверки выдает заключение о надлежащем исполнении региональными органами государственной власти переданных им полномочий либо готовит и вносит в Правительство РФ предложения для принятия решения о временном изъятии тех или иных полномочий у органов государственной власти конкретного субъекта РФ.
8. В последней части комментируемой статьи определена "юридическая судьба" изъятых (то есть возвращенных) полномочий. Если по результатам проведенной проверки Правительством РФ принимается решение о временном изъятии полномочий, ранее переданных органам государственной власти субъекта РФ, то они осуществляются федеральным органом исполнительной власти - Минстроем России или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Таким учреждением может быть Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (ФАУ "Главгосэкспертиза России"), образованное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Деятельность данного учреждения направлена, в частности, на выполнение работ и оказание услуг в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.