Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

СТ 63 ГрК РФ.

1. Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. В случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом. Согласование проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя не осуществляется. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3.1. Подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

4. Проект генерального плана города Москвы подлежит согласованию с:

1) Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4.3 настоящей статьи;

2) высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с городом федерального значения Москвой, в целях соблюдения интересов таких субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов, предусмотренных проектом генерального плана города Москвы, а также при размещении объектов, предусмотренных проектом генерального плана города Москвы, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких субъектов Российской Федерации.

4.1. Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

4.2. Для утверждения генерального плана города Москвы иных согласований, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, не требуется.

4.3. Проект генерального плана города Москвы подлежит согласованию с Правительством Российской Федерации в части:

1) соответствия проекта генерального плана города Москвы схемам территориального планирования Российской Федерации в части размещения на территории города федерального значения Москвы предусмотренных такими схемами территориального планирования объектов федерального значения;

2) соответствия проекта генерального плана города Москвы государственным программам Российской Федерации в части размещения на территории города федерального значения Москвы предусмотренных такими государственными программами объектов федерального значения;

3) возможного негативного воздействия на особо охраняемые природные территории федерального значения;

4) возможного негативного воздействия на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

4.4. Предусмотренное частью 4 настоящей статьи согласование проекта генерального плана города Москвы осуществляется в соответствии с частями 5 - 12 статьи 16 настоящего Кодекса.

4.5. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, подготовка изменений в генеральные планы указанных субъектов Российской Федерации может осуществляться одновременно с подготовкой изменений в правила землепользования и застройки указанных субъектов Российской Федерации. В этом случае допускается одновременное проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение таких изменений в указанные генеральные планы, правила землепользования и застройки.

4.6. Проверка проекта изменений в правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, предусмотренная частью 9 статьи 33 настоящего Кодекса, в части соответствия таких изменений генеральным планам указанных субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом изменений в эти генеральные планы, подготовленных в соответствии с частью 4.5 настоящей статьи.

5. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

6. Нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

7. Содержание, порядок подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

8. Утвержденные нормативы градостроительного проектирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

9. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

10. По проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По вопросам, указанным в части 24 статьи 5.1 настоящего Кодекса, принимаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Иные полномочия органов местного самоуправления, указанные в статье 5.1 настоящего Кодекса, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

11. В случае подготовки в соответствии с настоящим Кодексом схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым в состав указанных схем территориального планирования могут включаться положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе объектов транспортной инфраструктуры (включая транспортно-пересадочные узлы, объекты метрополитена), с приложением материалов по их обоснованию.

12. Подготовка проектов схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым может осуществляться в соответствии со статьей 13.2 настоящего Кодекса только совместно уполномоченными исполнительными органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.

13. Утверждение схемы территориального планирования города федерального значения Москвы и Московской области, схемы территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, схемы территориального планирования города федерального значения Севастополя и Республики Крым осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Указанные схемы считаются утвержденными со дня вступления в силу нормативных правовых актов, принятых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлены проекты указанных схем.

14. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе создаются и эксплуатируются государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии со статьями 56 и 57 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут предусматриваться создание и эксплуатация государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности либо отдельных государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

15. Создание и эксплуатация государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, ведение данных информационных систем, в том числе размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности предусмотренных частями 4 и 5 статьи 56 настоящего Кодекса сведений, документов, материалов, предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в данных информационных системах, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Операторами данных информационных систем являются уполномоченные органы исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации или подведомственные им государственные бюджетные учреждения. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия по размещению в данных информационных системах сведений, документов, материалов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 56 настоящего Кодекса, по подготовке, согласованию и утверждению документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 настоящего Кодекса, могут быть отнесены к перечню вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

16. Для создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также для предоставления сведений, документов и материалов, содержащихся в данных информационных системах, органы и учреждения, указанные в части 15 настоящей статьи, вправе использовать типовое программное обеспечение для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности или для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и типовую документацию для создания и ведения государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация разработаны с учетом особенностей административно-территориального деления указанных субъектов Российской Федерации, осуществления местного самоуправления в указанных субъектах Российской Федерации и размещены в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. Размещение таких типового программного обеспечения и типовой документации в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин осуществляется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по правилам, предусмотренным частью 11 статьи 57 настоящего Кодекса.

17. В случае, если законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя предусматриваются создание и эксплуатация отдельных государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и государственной информационной системы автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, государственная информационная система автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности создается и эксплуатируется для обеспечения выполнения предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти, с учетом требований, предусмотренных частями 7.1, 8 статьи 56 и частями 5 - 10 статьи 57 настоящего Кодекса.

18. В случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при реализации проектов по строительству объекта капитального строительства наряду с мероприятиями, предусмотренными статьей 5.2 настоящего Кодекса, могут осуществляться:

1) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства;

2) выдача заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений.

19. Порядок и срок осуществления указанных в части 18 настоящей статьи мероприятий определяются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Срок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства не может превышать двадцать рабочих дней. Срок выдачи заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений не может превышать десять рабочих дней.

Комментарий к Ст. 63 Градостроительного кодекса РФ

1. Особенности осуществления градостроительной и иной деятельности в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге имеет свою специфику, обусловленную тем, что данные города являются субъектами РФ. Это обуславливает проведение единой политики в отношении всей городской территории. Механическое деление территории города федерального значения на внутригородские территории – муниципальные образования с наделением последних собственной компетенцией в сфере градорегулирования могло бы привести к необходимости разработки каждым таким муниципальным образованием своих градостроительных документов (включая генеральные планы и планы землепользования и застройки), что могло бы нарушить целостность единого городского организма и породить диспропорции в регулировании градостроительной деятельности. Кроме того, очевидно, что организация газо-, тепло-, электроснабжения, создание транспортной инфраструктуры и т.д. в масштабах огромного города требует особого распределения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Поэтому законодатель еще в старом ГрК РФ определял Москву и Санкт-Петербург в качестве поселений, являющихся объектами градостроительной деятельности особого регулирования, а также устанавливал специальный порядок разработки и утверждения в них генеральных планов, утверждения проектов городской черты, правил застройки и т.д.

Комментируемая статья продолжает эту тенденцию, которая становится лучше понятной в контексте Закона о местном самоуправлении. Согласно ст.79 данного Закона, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

2. Как отмечает ч.2 комментируемой статьи, если законами Москвы и Санкт-Петербурга полномочиями в сфере градостроительной деятельности не наделены муниципальные образования – внутригородские территории, то предусмотренные ч.3 ст.8 ГрК РФ полномочия городских округов осуществляют органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга. Это влечет определенные коррективы и в градостроительные полномочия самих указанных органов, предусмотренные ст.7 ГрК РФ. Так, в отличие от других субъектов РФ, для Москвы и Санкт-Петербурга документами территориального планирования являются не схемы территориального планирования, а генеральные планы, утверждаемые законодательными органами данных субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона г. Москвы от 10 декабря 1997 г. № 53 «О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы» (с изменениями от 27 апреля 2001 г.), разработку проекта Генерального плана осуществляет Правительство Москвы за счет средств бюджета Москвы. Правительство Москвы рассматривает проект Генерального плана и публикует основные положения проекта в средствах массовой информации. В течение одного месяца после публикации жители Москвы, районные Управы, общественные объединения, юридические лица могут направлять в Правительство Москвы свои замечания и предложения к проекту Генерального плана. В случаях разногласий по проекту Генерального плана с районными Управами по требованию районных Управ Правительством Москвы создаются согласительные комиссии с участием представителей районных Управ.

Как следует из ст.7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (ред. от 22 августа 2004 г.), проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством Российской Федерации в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации и вносится на утверждение представительного органа города Москвы.

Таким образом, согласование проектов генеральных планов городов федерального значения с внутригородским муниципальными образованиями не осуществляется, однако их проекты согласуются с территориальными государственными органами субъекта РФ (Управами) и с Правительством РФ. При этом следует подчеркнуть, что публичные слушания по проектам генеральных планов должны проводиться в каждом внутригородском муниципальном образовании в соответствии с процедурами, указанными ст.28 ГрК РФ.

3. Законами городов Москвы и Санкт-Петербурга отдельными государственными полномочиями данных субъектов РФ могут быть наделены внутригородские муниципальные образования. Согласно чч.4-5 ст.19 Закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

4. Как отмечается ч.1 ст.13 Устава города Москвы (ред. от 14 июля 2004 г.), архитектура, строительство и реконструкция, градостроительное законодательство города Москвы, а также Генеральный план развития города Москвы, другие планы и программы градостроительного развития города Москвы и частей его территории являются предметом ведения города Москвы. Согласно ч.7 ст.54 Устава города Москвы, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законами города Москвы.

Одним из таких законов является Закон г. Москвы от 3 марта 2004 г. № 13 «Об основах градостроительства в городе Москве», согласно ст.17 которого к числу предметов ведения органов местного самоуправления в городе Москве в области градостроительства на территориях соответствующих муниципальных образований относятся: участие в рассмотрении и согласовании градостроительной документации, действие которой распространяется на территории соответствующих муниципальных образований; выдача заключений для установления требований разрешенного использования участков территории градостроительных объектов; разработка и принятие в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территорий соответствующего административного округа, района Москвы, иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией планов, программ развития муниципальных образований; внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации и т.д.

5. В соответствии со ст.12 Устава Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г., ред. от 22 октября 2004 г.), к предметам ведения Санкт-Петербурга отнесено регулирование вопросов градостроительства и архитектуры в Санкт-Петербурге.

Согласно ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 778-116 «О регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 17 декабря 2003 года с изменениями от 30 декабря 2004 г.), органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге вправе: запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга достоверную и полную информацию о градостроительной деятельности, предполагаемых изменениях объектов недвижимости на территории соответствующего муниципального образования, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом; участвовать в деятельности комиссий по застройке и землепользованию в соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга; проводить общественные обсуждения проектов решений в области градостроительной деятельности, затрагивающих территорию соответствующего муниципального образования; требовать прекращения незаконной градостроительной деятельности, затрагивающей территорию соответствующего муниципального образования и т.д.

6. За исключением указанных выше особенностей разграничения полномочий между городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербурга и муниципальными образованиями – внутригородскими территориями, регулирование градостроительной деятельности в данных субъектах РФ осуществляется в соответствии с требованиями ГрК РФ.

Второй комментарий к статье 63 ГрК РФ

1. С учетом особого статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности осуществления градостроительной деятельности в этих субъектах РФ, которыми обозначены:
- осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления";
- специальный порядок утверждения документов территориального планирования этих субъектов РФ, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам;
- специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы;
- право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. ст. 4.1 и 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ:
- до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- Российская Федерация передает в порядке, установленном ст. 6.1 комментируемого Кодекса, органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2013 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 ГрК и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;
- на территории города федерального значения Москвы до 1 января 2013 г. государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Положения ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" конкретизируют особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, в этих субъектах РФ местное самоуправление в соответствии с их уставами осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. При этом установление, изменение и преобразование границ внутригородских муниципальных образований осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Законами этих субъектов РФ, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, устанавливаются перечень вопросов местного значения, а также источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.

3. В правилах комментируемой части законодателем установлен специальный порядок утверждения документов территориального планирования субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам.
Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с рассматриваемой нормой являются документами территориального планирования и должны включать в себя с учетом правил ст. 23 Кодекса:
1) положение о территориальном планировании;
2) карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
3) карты планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
4) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
5) карту функциональных зон поселения или городского округа;
6) соответствующие материалы обоснования.
Утверждение генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется в порядке ст. 24 Кодекса законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. А согласование таких документов территориального планирования с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется (с учетом норм ч. 4 настоящей статьи).
Третьей особенностью разработки генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обозначено обязательное проведение публичных слушаний по их проектам в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Отметим, что в соответствии с правилами ст. 1 Закона города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" с периодом реализации до 2025 г. утвержден Генеральный план города Москвы, включающий:
1) положения о территориальном планировании города Москвы;
2) карты, схемы территориального планирования города Москвы.

4. Комментируемая часть включает специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы, который регламентирован положениями ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и определяет, что проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством РФ в части осуществления городом Москвой функций столицы РФ и вносится на утверждение Совета народных депутатов города Москвы.
Следует отметить, что в порядке требований ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы РФ путем участия:
- в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы РФ, действие которых распространяется на территории Московской области;
- в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы РФ в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;
- в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ;
- в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;
- в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлено право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Например, согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса города Москвы (Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности. В ст. 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено внесение в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального образования:
а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;
б) к проектам правил землепользования и застройки;
в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;
г) к проектам планировки территорий;
д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, которых разработаны указанные проекты;
е) к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;
ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.