Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации

СТ 55.6 ГрК РФ.

1. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.

2. Для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:

1) заявление о приеме в члены саморегулируемой организации, в котором должны быть указаны в том числе сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров или об отсутствии таких намерений;

2) копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

3) документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам во внутренних документах саморегулируемой организации;

4) документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 настоящего Кодекса;

5) документы, подтверждающие наличие у специалистов должностных обязанностей, предусмотренных частью 3 или 5 статьи 55.5-1 настоящего Кодекса.

3. Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 настоящего Кодекса. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную саморегулируемую организацию выписку из государственного реестра саморегулируемых организаций об отсутствии на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрированных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Саморегулируемая организация, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектом Российской Федерации, на территории которого зарегистрирована такая саморегулируемая организация, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены саморегулируемой организации по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части.

4. При приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация вправе запросить у саморегулируемой организации, членом которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо являлись ранее, документы и (или) информацию, касающиеся деятельности такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица, включая акты проверок его деятельности. Саморегулируемая организация, в которую поступил этот запрос о представлении документов и (или) информации, обязана представить соответствующие документы и (или) информацию в течение тридцати дней со дня поступления этого запроса.

5. В срок не более чем два месяца со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет проверку индивидуального предпринимателя или юридического лица на соответствие требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам. При этом саморегулируемая организация вправе обратиться:

1) в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с запросом сведений:

а) о выплатах из компенсационного фонда саморегулируемой организации, членом которой являлись индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, произведенных по вине такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица;

б) о наличии или об отсутствии в отношении специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица, указанных в документах индивидуального предпринимателя или юридического лица, решений об исключении сведений о таких специалистах из национального реестра специалистов, принятых за период не менее чем два года, предшествующих дню получения саморегулируемой организацией документов, указанных в части 2 настоящей статьи;

2) в органы государственной власти или органы местного самоуправления с запросом информации, необходимой саморегулируемой организации для принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного в пункте 2 части 5 настоящей статьи запроса саморегулируемой организации обязаны представить саморегулируемой организации запрашиваемую информацию.

7. По результатам проверки, предусмотренной частью 5 настоящей статьи, саморегулируемая организация принимает одно из следующих решений:

1) о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации при условии уплаты взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;

2) об отказе в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин такого отказа.

8. Саморегулируемая организация отказывает в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации по следующим основаниям:

1) несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам (за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи);

2) непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

3) если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уже является членом саморегулируемой организации аналогичного вида.

9. Саморегулируемая организация вправе отказать в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации по следующим основаниям:

1) по вине индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществлялись выплаты из компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, членом которой ранее являлись такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо;

2) совершение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в течение одного года двух и более аналогичных административных правонарушений, допущенных при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенных при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса одного объекта капитального строительства;

3) иным основаниям, установленным внутренними документами саморегулируемой организации.

10. В трехдневный срок с момента принятия одного из решений, указанных в части 7 настоящей статьи, саморегулируемая организация обязана направить индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о принятом решении с приложением копии такого решения.

11. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;

3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.

12. Решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.

13. Решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, об отказе в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, бездействие саморегулируемой организации при приеме в члены саморегулируемой организации, перечень оснований для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации, установленный внутренними документами саморегулируемой организации, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

14. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной саморегулируемой организации каждого из видов саморегулируемых организаций, указанных в статье 55.3 настоящего Кодекса.

15. Саморегулируемая организация в отношении каждого лица, принятого в члены саморегулируемой организации, ведет дело члена саморегулируемой организации. В состав такого дела входят:

1) документы, представленные для приема в члены саморегулируемой организации, в том числе о специалистах индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) документы об уплате взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации;

3) документы, представленные для внесения изменений в реестр членов саморегулируемой организации, добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации;

4) документы о результатах осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью члена такой организации;

5) документы о мерах дисциплинарного воздействия, принятых саморегулируемой организацией в отношении члена такой организации;

6) иные документы в соответствии с решением саморегулируемой организации.

16. Саморегулируемая организация обязана хранить дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено. Указанные дела подлежат постоянному хранению на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в саморегулируемой организации. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Комментарий к Ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи устанавливают правовой механизм (процедуру) приема в члены саморегулируемой организации, согласно которому членство в саморегулируемой организации могут получить юридические лица, иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые отвечают требованиям к выдаче свидетельств о допуске, установленным в положениях ч. ч. 6 - 9 ст. 55.5 Кодекса.
Говоря об иностранных юридических лицах, отметим, что согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следует вывод, что нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (иностранные юридические лица). Также в этой связи следует добавить, что в соответствии с положениями ст. 127 ГК РФ особенности ответственности РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственностями.

2. Особенности общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированные положениями ст. 5 ФЗ о СРО, указаны в комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса.
Правовой институт саморегулирования градостроительной деятельности внесен в содержание комментируемого Кодекса взамен института лицензирования строительной деятельности отдельным ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в соответствии с положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО, в которой указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации.
Обязательный характер членства в саморегулируемой организации в области градостроительной деятельности обусловлен положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса.
В ч. 2 рассматриваемой статьи обозначен исчерпывающий перечень четырех категорий документов, которые должны быть представлены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для приема в члены саморегулируемой организации.
Во-первых, кандидат в члены саморегулируемой организации (юридическое или физическое лицо) представляет заявление с указанием вида (видов) работ согласно Перечню, свидетельство о допуске к которому(-ым) он намерен получить (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624).
Во-вторых, он представляет копии документов, подтверждающих наличие статуса юридического лица (индивидуального предпринимателя), в том числе учредительных документов. В отношении иностранных юридических лиц следует отметить, что установление и засвидетельствование подлинности подписей, легитимность документов в международном обращении осуществляются посредством их консульской легализации, порядок которой регламентируется Инструкцией о консульской легализации (утв. МИД СССР 6 июля 1984 г.), а также положениями Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов, который утвержден Приказом Министерства иностранных дел РФ от 26 мая 2008 г. N 6093.
В-третьих, кандидат в члены саморегулируемой организации представляет копии документов, подтверждающих свое соответствие требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (разработанным и утвержденным согласно положениям ст. 55.5 Кодекса).
В-четвертых, последней категорией документов, которые обязан представить кандидат в члены саморегулируемой организации, обозначена копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске, если кандидат является членом другой саморегулируемой организации того же вида. Этот документ необходим для соблюдения общих правил членства в саморегулируемой организации, так как согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.
Добавим, что представление четвертой категории документов в порядке п. 3 ч. 5 комментируемой статьи автоматически лишает кандидата права стать членом другой саморегулируемой организации, если в его заявлении (см. п. 1 комментируемой части) указан вид работ, на который уже выдано свидетельство о допуске другой саморегулируемой организацией. Но также отметим, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 7 комментируемой статьи допускается членство в различных саморегулируемых организациях с получением в них свидетельств о допуске к различным видам работ.

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил, что перечень документов для приема в члены саморегулируемой организации и выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, обозначенный в ч. 2 рассматриваемой статьи, является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Это положение согласно ч. 8 рассматриваемой статьи дает кандидату право оспаривать в арбитражном суде действия саморегулируемой организации, направленные на излишние требования при решении вопроса о членстве в саморегулируемой организации.

4. Нарушение рассматриваемых норм, как и предыдущей части, также представляется поводом для обращения в арбитражный суд за защитой прав на участие в саморегулируемой организации, так как комментируемые положения содержат точные критерии процедуры принятия решения о приеме (отказе в приеме с указанием причин отказа) индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа.
В соответствии с комментируемыми положениями саморегулируемая организация обязана:
- в течение тридцати дней со дня получения документов от кандидата (см. ч. 2 настоящей статьи) проверить их и принять решение о приеме (отказе в приеме) индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему соответствующего свидетельства о допуске;
- направить или вручить решение об отказе в приеме кандидату с указанием причин отказа.
При этом следует обратить внимание на следующие особенности вступления в члены саморегулируемой организации:
1) выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, осуществляется в порядке ч. 6 рассматриваемой статьи в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, а также уплаты в порядке ч. 2 ст. 55.16 Кодекса вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации;
2) в соответствии с правилами ч. 7 ст. 17 ФЗ о СРО принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации, относится к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (создается и функционирует в порядке ст. 17 ФЗ о СРО и ст. 55.11 Кодекса);
3) к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации согласно п. п. 1 - 4 ст. 55.10 Кодекса относятся основы правового регулирования порядка вступления в члены саморегулируемой организации:
- утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений;
- избрание тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
- избрание тайным голосованием руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий такого руководителя;
- установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты;
4) в соответствии с правилами ч. 3 ст. 55.17 Кодекса саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети Интернет, вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) уведомление о выдаче данного свидетельства в день выдачи члену саморегулируемой организации соответствующего свидетельства о допуске, так как последний по общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО и согласно ч. 1 ст. 55.18 Кодекса отвечает за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности и внесение в него установленных согласно ч. 2 ст. 55.18 Кодекса сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.

5. В положениях ч. 5 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень из трех оснований для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, которыми являются:
1) несоответствие представленных документов требованиям к выдаче свидетельства о допуске (разработанным и утвержденным согласно положений ст. 55.5 Кодекса) согласно заявлению, предусмотренному п. 1 ч. 2 комментируемой статьи;
2) непредставление кандидатом в полном объеме документов, подтверждающих наличие статуса юридического лица (индивидуального предпринимателя), в том числе учредительных документов (в порядке ч. 2 рассматриваемой статьи);
3) наличие у кандидата свидетельства о допуске к определенному и указанному в заявлении виду (видам работ), выданного другой саморегулируемой организацией того же вида (т.е. кандидат стремится получить второе свидетельство о допуске к одному и тому же виду работ от другой саморегулируемой организации, что нарушает общие правила саморегулирования, определенные нормами ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 2 ст. 55.8 Кодекса).

6. В рассматриваемой части законодателем обозначены особенности процедуры выдачи вновь принятому члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такое свидетельство должно быть выдано с соблюдением двух условий:
- в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения о приеме в члены саморегулируемой организации и выдаче соответствующего свидетельства о допуске;
- после уплаты взносов (вступительного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации).
Следует отметить, что размеры вступительного и регулярных членских взносов, а также порядок их уплаты устанавливаются в порядке п. 4 ст. 55.10 Кодекса общим собранием членов саморегулируемой организации.

7. Рассматриваемое положение реализует конституционное право свободы предпринимательской деятельности (см. ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), т.е. при осуществлении различных видов работ юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может получать допуски (соответствующие свидетельства) на проведение таких видов работ в различных саморегулируемых организациях при условии соблюдения требования, установленного ч. 2 ст. 55.8 настоящего Кодекса.
Комментируемая норма также реализует общее правило саморегулирования, в соответствии с которым субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов (подробнее см. ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО).

8. Нормы ч. 8 комментируемой статьи устанавливают право обжалования кандидатом в арбитражный суд трех спорных вопросов:
- решения саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации, если оно не удовлетворяет кандидата, например, в части конкретных видов работ, свидетельство о допуске к которым он намеревался получить;
- об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации, если кандидат не согласен с предъявленными ему причинами отказа в соответствии с нормами ч. 5 комментируемой статьи;
- бездействия саморегулируемой организации при приеме в ее члены, если нарушаются процедурные сроки принятия решения, установленные правилами ч. 4 рассматриваемой статьи.
В положениях ст. ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) провозглашены общепризнанные принципы равноправия и обязательной судебной защиты нарушенных прав, которые определяют, что:
- все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона;
- все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации;
- каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Защита прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности представляется одной из основных функций права <19>. Согласно положениям Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Конституционные основы государственности РФ, в частности, включают:
1) гарантии (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, а также свободы экономической деятельности;
2) признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);
3) соблюдение права каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
4) недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Беспрепятственное осуществление гражданских прав и их судебная защита обозначены нормами ст. 1 ГК РФ в качестве общего принципа, на котором основывается гражданское законодательство.
По общему правилу, споры между физическими лицами - индивидуальными предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (подробнее см. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Следует отметить, что по делу с участием иностранного лица для разрешения спора действует правило ст. 404 ГПК РФ, согласно которому стороны вправе договориться об изменении подсудности дела (утвердить пророгационное соглашение) до принятия его судом к своему производству. Такое соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (подряда, аутсорсинга, оказания услуг и т.п.).
Вышеуказанные положения о праве на судебную защиту обусловливают задачи судопроизводства в арбитражных судах, которыми в порядке ст. 2 АПК РФ, например, обозначена защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В нормах ст. ст. 71 и 127 Конституции РФ установлено, что арбитражно-процессуальное законодательство находится в ведении РФ. При этом Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами. При этом порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ определяется Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Компетенция арбитражных судов, которую составляют подведомственность и подсудность, подробно регламентирована положениями гл. 4 (ст. ст. 27 - 39 АПК РФ об общей компетенции) и гл. 32 (ст. ст. 247 - 252 АПК РФ о компетенции арбитражных судов в РФ по рассмотрению дел с участием иностранных лиц).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 29 АПК РФ в порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заявителями могут быть организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
В порядке особого производства арбитражные суды согласно ст. 217 АПК РФ рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям гл. 30 (ст. ст. 230 - 240 АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следует указать, что решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором РФ (согласно Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.)) и Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

Второй комментарий к статье 55.6 ГрК РФ

1. В настоящей статье определена процедура приема индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО. Закон определяет, что членом ГрСРО может стать тот хозяйствующий субъект, который соответствует требованиям, установленным ГрСРО. В нынешней редакции (ч. 1) речь идет о требованиях к выдаче свидетельств о допуске к тем видам работ, в отношении которых общим собранием членов ГрСРО было принято решение об отнесении их к сфере деятельности ГрСРО. В новой редакции, которая вводится в действие с 1 июля 2017 г., речь идет только о требованиях ГрСРО к своим членам. Новая формулировка представляется более удачной, хотя на содержание указанных требований не влияет.

Предпосылкой принятия индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО является представление им всех необходимых документов для рассмотрения. Комментируемая статья в ч. 2 определяет перечень этих документов, указывая при этом (ч. 3), что он является исчерпывающим и иные документы истребовать запрещено. В указанный перечень входят: заявление о приеме в члены ГрСРО, документы, подтверждающие правовой статус заявителя - хозяйствующего субъекта, а также документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, установленным ГрСРО.

Поскольку комментируемая статья определяет лишь наиболее общие характеристики необходимых документов, в каждой ГрСРО указанный перечень должным образом уточняется (см., например, Перечень документов, необходимых для вступления в члены АСРО "Строители Черноземья") <161>.

--------------------------------

<161> См. Перечень документов, необходимых для вступления в члены АСРО "Строители Черноземья". URL: http://www.srosvo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2&Itemid=163 (дата обращения: 28.02.2017).

Важно иметь в виду, что между действующей и будущей редакциями комментируемой статьи есть некоторые разночтения. В нынешнем варианте закон требует предоставлять копию выданного другой ГрСРО того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой ГрСРО того же вида. В новой редакции требуется предоставить документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в ч. 1 ст. 55.5-1 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье), и документы, подтверждающие наличие у специалистов должностных обязанностей, предусмотренных ч. 3 или ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ. Видимо, законодатель исходил здесь из того, что требования к специалистам (не вступившие пока в силу, поскольку, в частности, не разработан и не утвержден Национальный реестр специалистов в области строительства) в штате хозяйствующего субъекта (заявителя) являются более важными и поглощают требования относительно документов о допуске к работам, выданных другой ГрСРО.

2. Основные процедурные вопросы в связи с принятием индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО урегулированы в ч. ч. 4 - 8 комментируемой статьи. Установлено, что рассмотрение (точнее - проверка) документов и принятие решения должны быть осуществлены ГрСРО в срок не позднее тридцати дней со дня получения документов. Поскольку в законе нет специальной оговорки, речь идет о календарных, а не рабочих днях.

Может быть принято одно из двух решений:

- о приеме в члены ГрСРО;

- об отказе в приеме в члены ГрСРО с указанием причин отказа.

На ГрСРО закон возлагает также обязанность направить или вручить такое решение заявителю.

Несмотря на то что по общему правилу (п. 8 комментируемой статьи) существует возможность обжаловать бездействие ГрСРО, т.е. выход за пределы тридцатидневного срока, суды толкуют эту норму с учетом конкретных обстоятельств дела, т.е. не безусловно.

Пример: ООО обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к НП СРО "Межрегиональная гильдия строителей" о признании недействительными решений партнерства. Арбитражным судом первой инстанции установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением от 2 сентября 2009 г. о приеме его в члены Партнерства. На основании указанного заявления истца ответчиком было принято решение о вступлении истца в члены Партнерства, которое оформлено протоколом заседания Совета Партнерства от 15 октября 2009 г. N 12. Истцу, как члену Партнерства, было выдано свидетельство. 17 января 2010 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче свидетельства о допуске к указанным в приложении к заявлению работам, факт подписания которого истцом не оспаривается. В последующем, согласно представленной в материалы дела выписке из протокола заседания Совета Партнерства от 31 мая 2011 г. N 12-СД, истец был исключен из членов Партнерства.

В обоснование заявленных требований истец указал на нарушение ответчиком срока принятия решения о вступлении истца в члены СРО, неизвещение его о принятом Партнерством решении, что повлекло за собой наличие у истца неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием информации о его членстве в Партнерстве ответчика. В соответствии с ч. 4 ст. 55.6 ГрК РФ в срок не позднее чем в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, СРО осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу. Таким образом, решение о принятии истца в члены Партнерства должно было быть принято ответчиком не позднее 2 октября 2009 г. Судом установлено, что истец был принят в члены Партнерства за пределами тридцатидневного срока, то есть 15 октября 2009 г. Ответчиком также не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении истцу уведомления о принятии его в члены Партнерства. Вместе с тем, с учетом положений ст. 71 АПК РФ, оценив представленные сторонами документы в совокупности, судом правомерно установлено, что истец знал о принятом уполномоченным органом Партнерства решении о принятии его в члены Партнерства, поскольку заявлением от 17 января 2010 г. истец просил Партнерство принять решение о выдаче ему свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно приложению к заявлению. Следовательно, допущенное ответчиком отступление в части превышения тридцатидневного срока для принятия решения о вступлении истца в члены Партнерства в данном случае не имеет правового значения для тех правовых последствий, которые возникли у истца как члена Партнерства по отношению к ответчику. С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований истца (см. Постановление ФАС Московского округа от 22 марта 2013 г. по делу N А40-63306/12-134-554).

Необходимо иметь в виду, что в силу требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ комментируемая статья с 1 июля 2017 г. излагается в новой редакции, в которой процедура приема заявителя в члены ГрСРО в определенной степени усложняется. Установлено, что при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО последняя вправе запросить у ГрСРО, членом которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо являлись ранее, документы и (или) информацию, касающиеся деятельности такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица, включая акты проверок его деятельности. ГрСРО, в которую поступил этот запрос о представлении документов и (или) информации, обязана представить соответствующие документы и (или) информацию в течение 30 дней со дня поступления этого запроса.

Определено также, что срок на проверку сведений и документов составляет два месяца со дня получения документов. При осуществлении проверки ГрСРО вправе обратиться:

1) в соответствующее Национальное объединение ГрСРО с запросом сведений:

а) о выплатах из компенсационного фонда ГрСРО, членом которой являлись индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, произведенных по вине такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица;

б) о наличии или об отсутствии в отношении специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица, указанных в документах индивидуального предпринимателя или юридического лица, решений об исключении сведений о таких специалистах из национального реестра специалистов, принятых за период не менее чем два года, предшествующих дню получения ГрСРО документов, указанных выше;

2) в органы государственной власти или органы местного самоуправления с запросом информации, необходимой ГрСРО для принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО. При этом Кодекс определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного выше запроса ГрСРО обязаны представить запрашиваемую информацию.

Формулировка положительного решения, принимаемого по результатам проверки, также изменяется. Теперь речь идет о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО при условии уплаты взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если ГрСРО принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены ГрСРО указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.

3. Как следует из ч. 5 комментируемой статьи, основаниями для отказа в приеме заявителя в члены ГрСРО могут быть следующие обстоятельства:

- несоответствие заявителя требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении;

- непредставление заявителем в полном объеме необходимых документов;

- наличие у заявителя выданного другой ГрСРО того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и указаны в заявлении.

Комментируемая статья с 1 июля 2017 г. будет изменена: условие о наличии свидетельства, выданного ГрСРО того же вида, исчезнет, а вместо него будет введено такое обстоятельство, как членство заявителя в другой ГрСРО того же вида.

Кроме того, поскольку новая редакция ГрК РФ вводит в действие региональный принцип формирования ГрСРО (т.е. принцип, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта РФ, должны быть членами ГрСРО, которая зарегистрирована на территории этого же субъекта РФ), новая редакция ч. 3 комментируемой статьи прямо определяет, что членами СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована такая СРО, за исключением:

1) иностранных юридических лиц;

2) случая, если на территории субъекта РФ, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным законом.

Для второго случая Кодекс указывает правовой способ решения проблемы. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов РФ, имеющих общую границу с этим субъектом РФ. При этом такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо дополнительно представляет в указанную СРО выписку из государственного реестра СРО об отсутствии на территории этого субъекта РФ зарегистрированных СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. СРО, в которую обратились с заявлением о приеме в члены данный индивидуальный предприниматель или данное юридическое лицо, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории субъекта РФ, имеющего общую границу с субъектом РФ, на территории которого зарегистрирована такая СРО, не имеет права отказать такому лицу в приеме в члены СРО по основанию, указанному в абзаце первом настоящей части статьи.

В новую редакцию комментируемой статьи введено правило, ранее отсутствовавшее. Теперь наряду с безусловными основаниями отказа в приеме заявителя в члены ГрСРО законодатель предусмотрел и иные условия, учет которых оставлен на усмотрение ГрСРО. Другими словами, ГрСРО вправе отказать в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО по следующим основаниям:

1) по вине индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществлялись выплаты из компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ГрСРО, членом которой ранее являлись такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо;

2) совершение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в течение одного года двух и более аналогичных административных правонарушений, допущенных при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенных при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства;

3) по иным основаниям, установленным внутренними документами СРО.

Таким образом, потенциально перечень оснований для отказа расширяется до необозримых пределов (в действующей на сегодня редакции, напомним, он является закрытым). В какой-то степени это соответствует общим началам саморегулирования, хотя, по-видимому, может породить массу правовых споров.

4. Как установлено в ч. 6 комментируемой статьи, лицу, принятому в члены ГрСРО, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд ГрСРО. Закон не определяет точно, в какой момент времени между ГрСРО и заявителем устанавливаются правоотношения членства в некоммерческой организации. С одной стороны, эти правоотношения не могут возникнуть ранее уплаты указанных взносов, с другой стороны, они должны возникать с момента принятия ГрСРО положительного решения - в противном случае не ясно, каково юридическое основание у ГрСРО требовать уплаты данных взносов, что является уже практической проблемой, которую вынуждены решать судебные органы.

Пример: некоммерческое партнерство (далее - Партнерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - Общество) о взыскании задолженности по членским взносам. Решением суда от 30 мая 2012 г. иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взысканы взнос в компенсационный фонд, вступительный взнос и задолженность по уплате членских взносов за период с 1 января 2010 г. по 31 марта 2010 г. Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по внесению взносов предусмотрена учредительными документами Партнерства. Возникновение обязательства обусловлено вступлением Общества в члены Партнерства. Требование в части взыскания ежегодных взносов удовлетворено судом за период фактического нахождения Общества в Партнерстве. На решение суда первой инстанции ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2009 г. от Общества в Партнерство поступило заявление о приеме в члены СРО с приложением Перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые планировал выполнять ответчик. Ответчик принят в члены Партнерства решением членов Президиума Партнерства от 23 декабря 2009 г. По смыслу п. 4 ст. 55.6 ГрК РФ, членство в ГрСРО возникает с момента вынесения соответствующего решения о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены организации. Следовательно, права и обязанности члена организации, включая обязанности по внесению предусмотренных законом и внутренними документами организации взносов, также возникают в момент вынесения решения о принятии лица в члены организации, а не в момент уведомления указанного лица об этом. Следовательно, вопреки утверждениям подателя апелляционной жалобы, факт неизвещения его о вынесении решения о принятии его в члены организации не освобождает его от обязанности по уплате взносов, связанных с вступлением в СРО и членством в ней (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2012 г. по делу N А56-9131/2012).

Таким образом, есть основания считать, что данные правоотношения возникают именно с момента принятия ГрСРО положительного решения в отношении заявителя.

Новая редакция комментируемой статьи эту процедуру описывает более подробно. Определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены ГрСРО, в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если ГрСРО принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены ГрСРО указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров;

3) вступительный взнос в ГрСРО в случае, если внутренними документами ГрСРО установлены требования к уплате вступительного взноса.

Решение ГрСРО о приеме в члены ГрСРО вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) ГрСРО, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами ГрСРО установлены требования к уплате такого взноса.

5. В соответствии с общими принципами права действия и решения органов власти, органов местного самоуправления, иных субъектов могут быть обжалованы в определенном законом порядке. В целях реализации данных принципов в ч. 8 комментируемой статьи определено, что решения ГрСРО о приеме в члены ГрСРО, об отказе в приеме в члены ГрСРО, ее бездействие при приеме в члены ГрСРО могут быть обжалованы в арбитражный суд. В данном случае речь идет об обжаловании, судопроизводство по которому будет вестись в соответствии с правилами гл. 28.1 АПК РФ "Рассмотрение дел по корпоративным спорам". Заметим, что ФЗ "О саморегулируемых организациях" говорит только о тех спорах, которые возникают между СРО и ее членами в случае нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) СРО.

В новой редакции комментируемой статьи, вводимой в действие с 1 июля 2017 г., установлено, что решения ГрСРО о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО, об отказе в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены ГрСРО, бездействие ГрСРО при приеме в члены ГрСРО, перечень оснований для отказа в приеме в члены ГрСРО, установленный внутренними документами ГрСРО, могут быть обжалованы в арбитражный суд, а также третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением СРО. Таким образом, возможности по обжалованию действий и решений значительно расширяются.

В настоящее время уже создан постоянно действующий Третейский суд при Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (положение о нем утверждено решением Совета Ассоциации "Национальное объединение строителей" от 28 сентября 2016 г., протокол N 88, и определяет правовой статус, порядок организации и деятельности Третейского суда). Наименование Третейского суда - Третейский суд НОСТРОЙ, место нахождения - г. Москва. Определено, что третейский суд образован в целях обеспечения условий для честного, объективного, беспристрастного, высокопрофессионального и оперативного разрешения споров, возникающих между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при условии заключения третейского (арбитражного) соглашения о передаче таких споров на разрешение Третейского суда.

Задачами Третейского суда являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

- содействие в урегулировании возникших споров мирным путем;

- объективное и беспристрастное разрешение споров;

- содействие формированию обычаев и этики делового оборота, а также сохранению и дальнейшему упрочению партнерских деловых отношений между спорящими сторонами, несмотря на имевшиеся между ними разногласия.

6. Как следует из ч. ч. 9 - 10 комментируемой статьи, ГрСРО в отношении каждого лица, принятого в члены ГрСРО, ведет дело члена ГрСРО. В состав такого дела входят:

1) документы, представленные для приема в члены ГрСРО и выдачи свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (об их составе см. п. 1 комментария к настоящей статье);

2) документы, представленные для внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для приостановления, возобновления, прекращения действия данного свидетельства, добровольного выхода из ГрСРО (заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя о внесении изменений в свидетельство о допуске или о прекращении действия свидетельства о допуске; документы, подтверждающие наличие работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; документы, подтверждающие получение работниками юридического лица и индивидуальным предпринимателем не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования с проведением аттестации; документы, подтверждающие аттестацию работников юридического лица и индивидуального предпринимателя по правилам Ростехнадзора в необходимых случаях; документы, подтверждающие страхование гражданской ответственности и уплату взноса в компенсационный фонд в полном объеме. Документом, подтверждающим добровольный выход члена ГрСРО из ГрСРО, является заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя);

3) документы о результатах осуществления ГрСРО контроля за деятельностью члена такой организации (акты проверок, решения специализированного органа, осуществляющего контроль за деятельностью члена ГрСРО в части соблюдения им требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов ГрСРО и правил саморегулирования в установленном порядке, материалы рассмотрения обращений и жалоб на действия (бездействие) члена ГрСРО);

4) документы о мерах дисциплинарного воздействия, принятых ГрСРО в отношении члена такой организации (решения специализированного органа по рассмотрению дел о применении в отношении члена ГрСРО мер дисциплинарного воздействия);

5) иные документы в соответствии с решением ГрСРО.

Как указано в письме Ростехнадзора от 5 ноября 2015 г. N 09-01-04/6984, в состав дела каждого члена должны входить также соответствующие решения коллегиального органа ГрСРО или общего собрания членов, касающиеся приема в члены ГрСРО и выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, внесения изменений в свидетельство о допуске, приостановления, возобновления, прекращения действия данного свидетельства, а также исключения из членов ГрСРО в установленном порядке.

ГрК РФ определяет (ч. 10 комментируемой статьи), что дела членов ГрСРО, а также дела лиц, членство которых в ГрСРО прекращено, подлежат бессрочному хранению в ГрСРО. В случае исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра ГрСРО указанные дела подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение ГрСРО.

Необходимо отметить, что новая редакция комментируемой статьи (вводимая Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ) включает в состав данного дела члена ГрСРО также документы об уплате взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) ГрСРО. Данное положение вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Важно иметь в виду, что среди сведений и документов, передаваемых в ГрСРО, могут оказаться сведения, отнесенные законом к персональным данным (это может касаться работников юридических лиц, входящих в ГрСРО). В этом случае работа с такими сведениями и документами должна осуществляться с учетом требований ФЗ "О персональных данных", в том числе ст. 9, согласно которой субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. К этому выводу приходят судебные органы.

Пример: суд признал недействительным п. 4 Инструкции Некоммерческого партнерства (НП), согласно которому определено, что по достижении целей сбора и обработки документов членов СРО специалисту по работе с клиентами надлежит хранить, использовать, копировать и передавать по запросам органов государственного контроля и третьих лиц документы, содержащие персональные данные и указанные в п. 1.3. Судом было установлено, что НП является СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации. Было также установлено, что среди перечня документов, необходимых для достижения целей сбора и обработки документов членов НП, указанных в Инструкции, имеются документы, содержащие персональные данные работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этими документами являются копии документов, подтверждающие соответствие членов СРО требованиям к выдаче свидетельства о допуске в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ, а именно: копии дипломов о высшем профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании работников, копии трудовых книжек работников, подтверждающие стаж работы по специальности, копии свидетельств о повышении квалификации с проведением аттестации работников, копии трудовых договоров. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим законом. В силу п. п. 1, 4 ст. 9 указанного Федерального закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Учитывая, что нормы п. 3 ч. 2 ст. 55.6, ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ содержат требования, обязывающие СРО осуществлять исключительно действия по проверке документов, необходимых для принятия дальнейшего решения о приеме в члены СРО или отказе в приеме, цель обработки персональных данных работников члена СРО является достигнутой именно с момента принятия решения о приеме в члены НП и выдаче свидетельства о допуске, принятия решения о внесении изменений или отказе о внесении изменений в свидетельство о допуске, принятия решения о приостановлении, возобновлении (или отказе в возобновлении), прекращении действия данного свидетельства, о прекращении членства в связи с добровольным выходом, проведения проверки деятельности члена СРО, оформления акта контрольно-дисциплинарного комитета по итогам проверки члена, определения о применении мер дисциплинарного воздействия к члену СРО, оформления акта контрольно-дисциплинарного комитета с указанием мер дисциплинарного воздействия.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что дальнейшая обработка: хранение, использование, копирование и передача по запросам органов государственного контроля и третьих лиц документов, содержащих персональные данные, - по достижении цели их обработки противоречит нормам ч. 2 ст. 5 ФЗ "О персональных данных" (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 20 апреля 2016 г. по делу N 33-11892/2016).

Таким образом, ГрСРО, работая с документами, содержащими персональные данные, должна либо выполнять требования законодательства (в том числе испрашивать согласие субъектов персональных данных на их обработку), либо удалять эту информацию по мере завершения проверок, перечисленных в вышеприведенном решении суда.