Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

СТ 55.4 ГрК РФ. Требования к саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, необходимые для приобретения права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

1. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации на основании договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно выполняющими инженерные изыскания или осуществляющими подготовку проектной документации;

2) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;

3) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.

2. В случае, если не менее чем пятнадцать членов некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.

3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, снос объектов капитального строительства на основании договора о сносе объекта капитального строительства, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (далее - договор подряда на осуществление сноса), индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, снос объектов капитального строительства, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;

2) отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована;

3) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса;

4) наличие у некоммерческой организации стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов, разработка и утверждение которых саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса являются обязательными.

4. В случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.

5. При определении числа членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

6. Требования, установленные частями 1 - 4 настоящей статьи и предъявляемые к некоммерческим организациям, являются обязательными на момент внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение всего срока деятельности саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено частью 7 настоящей статьи.

7. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи, в процессе своей деятельности не утрачивает статуса саморегулируемой организации в случае:

1) если саморегулируемой организацией не сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частями 2 и 4 настоящей статьи;

2) снижения не более чем в два раза в процессе деятельности саморегулируемой организации минимального количества членов саморегулируемой организации, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.

8. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи и сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Комментарий к Ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ

1. Рассматриваемая статья включает три конкретизированных обязательных требования, предъявляемых к статусу саморегулируемых организаций, общие особенности которых установлены ч. ч. 1 - 3 ст. 3 ФЗ о СРО, а именно:
- количественные критерии (объединение не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если иное не установлено федеральными законами));
- материальные критерии (обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами наличием соответствующего компенсационного фонда);
- содержательно-правовые критерии (наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации).
Так, положениями комментируемой статьи в порядке ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО законодатель установил два вида особых требований количественно-материального характера к статусу саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности в зависимости от осуществляемых работ. При этом определен один критерий для статуса саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих (с количеством 50 членов и размером компенсационного фонда в полмиллиона руб.) и другой, более высокий критерий для статуса саморегулируемых организаций, занимающихся строительством (с количеством 100 членов и размером компенсационного фонда в миллион руб.).
Следует акцентировать внимание на том, что обязательное условие о минимальном размере компенсационного фонда саморегулируемой организации действует, если такая организация самостоятельно установила в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 Кодекса требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации. Вне сомнений, что такое "самостоятельное" решение существенно повышает имидж любой саморегулируемой организации и служит, кроме того, подтверждением исключительно добросовестных стремлений.
Кроме двух количественно-материальных критериев (о числе членов и размере компенсационного фонда), для получения статуса саморегулируемой организации, в соответствии с комментируемыми положениями, некоммерческое партнерство должно отвечать минимальному содержательно-правовому критерию - подтвердить наличие трех обязательных документов для саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса:
- требования к выдаче свидетельств о допуске;
- правила контроля в области саморегулирования;
- документ об ответственности за нарушение правил саморегулирования.
Отметим, что общие правила членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях регламентированы положениями ст. 5 ФЗ о СРО и включают:
- добровольность получения статуса саморегулируемой организации (реализует право на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, в соответствии со ст. 30 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.));
- обязательное членство лишь при указании на то федеральным законом (необходимость саморегулирования в градостроительной деятельности обозначена положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса и обусловлена требованиями надежности и безопасности в градостроительной деятельности);
- возможное членство в различных саморегулируемых организациях при осуществлении различных видов деятельности (при осуществлении нескольких видов деятельности в соответствии с положениями ст. 55.3 Кодекса возможно участие в таком же количестве саморегулируемых организаций);
- запрет на членство в различных саморегулируемых организациях при осуществлении единственного вида деятельности (необходимо для соблюдения единства требований к одной организации, занимающейся одним видом деятельности, подлежащей саморегулированию, так как разные саморегулируемые организации могут принимать различные требования к своим членам).

2. В комментируемой части, как указывалось в комментарии к ч. 1 настоящей статьи, определены три конкретизированных обязательных требования, предъявляемых к саморегулируемым организациям, в сфере градостроительства для статуса саморегулируемых организаций, занимающихся строительством.
Как указывалось в комментариях к ст. 55.3 Кодекса, термин "строительство" в содержании комментируемой статьи включает в себя и капитальный ремонт, и реконструкцию.
Количественно-материальный критерий в данном случае в 2 раза превышает аналогичные требования к статусу саморегулируемых организаций, которые не участвуют в строительстве, и представляет собой требование количества ста членов и размера компенсационного фонда в миллион руб.
Содержательно-правовой критерий этого вида особых требований количественно-материального характера к статусу саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности в зависимости от осуществляемых работ аналогичен критерию первого вида - подтверждение наличия трех обязательных документов для саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса.
В связи с установлением четких количественно-материальных критериев для получения статуса саморегулируемой организации следует указать на возможные негативные последствия таких ограничений, так как в реальных условиях для сохранения статуса своей саморегулируемой организации ее членам придется искусственно осуществлять поддержание численности через прием номинальных работников, что повлечет дополнительные затраты в деятельности членов саморегулируемых организаций и, в свою очередь, приведет к желанию заложить эти затраты в себестоимость строительства.

3. В положениях ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи с целью обеспечения единого подхода обозначены обязательные условия определения количества членов некоммерческой организации, получающей статус саморегулируемой организации в градостроительной деятельности.
Так, законодателем установлено, что все аффилированные лица некоммерческого партнерства должны учитываться как одно лицо. Об аффилированных лицах в составе саморегулируемых организаций указывается только в положениях Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно ст. 24.2 которого не более чем 25% членов коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков и (или) их аффилированными лицами.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (фактически утратил силу) аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом аффилированными лицами юридического лица обозначены лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица и др. Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо, либо юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Однако с учетом отсутствия критериев аффилированности в градостроительной деятельности представляется спорным верное толкование положений комментируемой части.

4. Еще одной особенностью определения количества членов некоммерческой организации, получающей статус саморегулируемой организации в градостроительной деятельности, установлено правило подсчета только тех субъектов саморегулирования, которые непосредственно осуществляют обозначенные в ст. 55.3 Кодекса виды деятельности (в данном случае необходимо проверять наличие соответствующего вида деятельности в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624)).
Участник некоммерческого партнерства, осуществляющий, например, транспортные услуги для производства инженерных изысканий, при получении таким некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации не учитывается в качестве члена саморегулируемой организации, так как его деятельность на входит в состав инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства, а также не указана в перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В заключение анализа комментируемой статьи обратим внимание на то, что обозначенные количественно-материальный и содержательно-правовой критерии установления статуса саморегулируемой организации, а также особенности их определения в соответствии с нормами ч. 4 ст. 55.19 Кодекса представляют собой предмет надзора со стороны уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемой организации, несоблюдение которого может повлечь соответствующие санкции в порядке ч. 7 ст. 55.19 Кодекса, вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.

Второй комментарий к статье 55.4 ГрК РФ

1. В настоящей статье устанавливаются требования к некоммерческой организации, необходимые и достаточные для приобретения ей статуса ГрСРО. Эти требования дифференцированы в зависимости от того, в какой сфере будет действовать данная ГрСРО: в одну группу отнесены организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, в другую - организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Всего закон предусматривает три вида требований и одно дополнительное требование, имеющее силу только в определенных случаях (ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи). К безусловным относятся требования <153>:

--------------------------------

<153> В литературе их называют количественными, материальными и содержательно-правовыми критериями (см., напр.: Егоров В.Ю., Шишелова С.А. Постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Под ред. А.В. Филатовой. М.: ЭлКниги, 2012).

1) о количестве членов некоммерческой организации (не менее 50 для ГрСРО первой группы, не менее 100 для ГрСРО второй группы <154>). При этом в качестве членов в целях данной статьи учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства <155> (ч. 5);

--------------------------------

<154> При этом закон требует, чтобы данные организации (в т.ч. и те, кто является самостоятельными застройщиками) были зарегистрированы в установленном законом порядке на территории того же субъекта РФ, в котором зарегистрирована ГрСРО. Для организаций первой группы такого ограничения не установлено.

<155> По свидетельству некоторых исследователей, существует "несколько проблем, связанных со столь высоким количественным цензом. Во-первых, во многих регионах может попросту не найтись такого числа инженерных изыскателей, проектировщиков и строителей. Во-вторых, многие строительные компании представляют собой холдинги, состоящие из ряда юридических лиц, выполняющих различные виды строительных работ и связанных между собой разнообразными внутрикорпоративными связями. Для продолжения своей деятельности всем таким небольшим и узкопрофильным субъектам придется стать участниками саморегулируемой организации... Проблема аффилированности имеет еще и финансовую составляющую: аффилированные лица в рамках саморегулируемых организаций будут нести финансовые обязательства каждое в полном объеме, однако для целей принятия решений по управлению будут наделены только одним голосом на всех, рассматриваясь как одно лицо. Во избежание проблем, связанных с аффилированностью, юридические лица одного строительного холдинга, по-видимому, будут вынуждены путем слияний преобразовываться в более крупные многопрофильные юридические лица, что потребует существенных изменений и переустройства корпоративной структуры холдингов. Кроме того, это может привести к уменьшению количества участников строительного комплекса, работающих в соответствующем регионе, и недостатку потенциальных членов саморегулируемых организаций" (Хованская Т. "Все за одного" - новые правила в строительной отрасли // Корпоративный юрист. 2010. N 1).

2) о наличии компенсационного фонда возмещения вреда (см. комментарий к ст. 55.16);

3) о наличии у некоммерческой организации стандартов СРО и внутренних документов, названных в Кодексе в качестве обязательных (см. комментарий к ст. 55.5).

Для приобретения статуса СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, закон предусматривает еще одно основное требование (п. 2 ч. 3): отсутствие у некоммерческой организации территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта РФ, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована (эту норму следует понимать расширительно, речь идет и о тех подразделениях, которые расположены за пределами территории РФ). Данное ограничение носит, что очевидно, антимонополистический характер. В редакции ГрК РФ от 23 июня 2016 г. оно отсутствовало.

Важный момент: в предыдущей редакции комментируемой статьи (действовала до 4 июля 2016 г.) было предусмотрено, что при определении числа членов ГрСРО аффилированные лица учитываются как одно лицо. Понятие аффилированных лиц раскрывается в законодательстве о защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности. ГД ФС РФ в письме от 7 сентября 2015 г. N 2.2-1/52 разъясняла, что это требование является актуальным не только применительно к созданию ГрСРО, но и к ее дальнейшей деятельности. В данный момент указанное положение не действует.

В качестве дополнительного требования фигурирует правило о необходимости формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Данный фонд должен быть сформирован в том случае, если определенное количество членов некоммерческой организации (не менее 15 - для ГрСРО первой группы, не менее 30 - для второй) подали в ГрСРО заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации (или договоров строительного подряда) с использованием конкурентных способов заключения договоров (подразумеваются те способы, которые указаны в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: проведение конкурсов и аукционов, запрос котировок, запрос предложений). Однажды сформированный фонд не может быть ликвидирован по решению ГрСРО (ч. 8 комментируемой статьи), если организация находится в процессе своей деятельности. Систематическое толкование этого правила позволяет считать, что ГрСРО может распорядиться средствами данного фонда лишь в случае принятия решения о добровольной ликвидации.

2. Как следует из ч. ч. 6 - 7 комментируемой статьи, требования, установленные для приобретения некоммерческой организацией статуса ГрСРО, сохраняют силу и в течение всего срока существования данной организации. Соответственно, их соблюдение может стать предметом очередной (или внеплановой) проверки со стороны Ростехнадзора.

Закон устанавливает только два исключения:

1) если ГрСРО не сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

2) если имеет место снижение не более чем в два раза в процессе деятельности ГрСРО минимального количества членов ГрСРО, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и уплативших взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами ГрСРО с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам.

В любом из этих двух случаев невыполнение указанных требований не влечет за собой исключения ГрСРО из государственного реестра (подразумевается исключение как во внесудебном, так и в судебном порядке).