Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

СТ 55.2 ГрК РФ

1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных статьей 55.1 настоящего Кодекса, при условии ее соответствия требованиям, установленным статьей 55.4 настоящего Кодекса.

1.1. Утратила силу с 1 июля 2017 г.

2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, ею представляются в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций заявление о внесении сведений о такой некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, документы, предусмотренные пунктами 1 - 7 части 8 статьи 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", и документы, подтверждающие соответствие такой некоммерческой организации требованиям, указанным в статье 55.4 настоящего Кодекса. При этом в уставе некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.3 настоящего Кодекса. Указанные в настоящей части заявление и документы могут быть представлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

2.1. В срок не позднее чем тридцать дней со дня получения от указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

2.2. Основанием для утверждения Национальным объединением саморегулируемых организаций заключения об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является ее несоответствие требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

2.3. Национальное объединение саморегулируемых организаций не позднее чем через пять рабочих дней с даты утверждения предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи заключения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), такое заключение и указанные в части 2 настоящей статьи документы на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в целях принятия органом надзора за саморегулируемыми организациями в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 55.18 настоящего Кодекса, решения о внесении или об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. О направлении такого заключения и указанных документов Национальное объединение саморегулируемых организаций информирует саморегулируемую организацию.

3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в частях 2 и 2.3 настоящей статьи документов.

4. Утратила силу с 1 июля 2017 г.

5. Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" основанием является:

1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4, и (или) статьи 55.16, и (или) статьи 55.16-1 настоящего Кодекса, а также несоблюдение саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, снос объектов капитального строительства (далее - саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство), требований, предусмотренных частью 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;

2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 55.5 настоящего Кодекса к этим документам, или отсутствие у нее документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса;

3) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса;

4) необеспечение такой саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

5) утратил силу с 1 июля 2017 г.;

6) непредоставление такой саморегулируемой организацией сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 настоящего Кодекса, или предоставление ею недостоверных сведений;

7) предоставление такой саморегулируемой организацией недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) саморегулируемой организации, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;

8) непредставление такой саморегулируемой организацией в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса.

6. Исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 настоящего Кодекса, или в судебном порядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 настоящего Кодекса.

7. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций и зачисления в порядке и в срок, которые установлены частью 14 статьи 55.16 настоящего Кодекса, средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация.

Комментарий к Ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи посвящены содержанию правового статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, который обусловлен тремя критериями:
- наличием у юридического лица статуса некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства;
- исполнением трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий или подготовки проектной документации (см. ч. 1 ст. 55.4 Кодекса);
- исполнением трех специальных требований для деятельности по строительству (см. ч. 2 ст. 55.4 Кодекса).
Вышеуказанные критерии установлены согласно общим правилам ч. ч. 1 - 4 ст. 3 ФЗ о СРО, которые включают пять аспектов создания саморегулируемой организации:
- объединение некоммерческих организаций по принципу единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединение субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
- обозначение особенностей статуса саморегулируемых организаций с определенным видом профессиональной деятельности в соответствующих федеральных законах;
- объединение не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если иное не установлено федеральными законами);
- наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
- обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами.
Основы правового регулирования некоммерческих организаций регламентированы нормами ст. ст. 116 - 123 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, в том числе в форме ассоциаций и союзов некоммерческих организаций. Положения ст. ст. 116 - 123 ГК РФ содержат основы правового регулирования следующих видов некоммерческих организаций:
- потребительских кооперативов;
- общественных и религиозных организаций;
- фондов;
- учреждений;
- объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
Правила ФЗ "О некоммерческих организациях" определяют:
- правовое положение некоммерческих организаций;
- порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций;
- права и обязанности их учредителей (участников);
- основы управления некоммерческими организациями;
- возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Согласно ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.
При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Основы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства регламентированы положениями ст. ст. 2 и 8 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении:
- деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
- охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
- защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческое партнерство не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если таким некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

2. Положениями ч. 2 рассматриваемой статьи законодатель обозначил требования для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации, которые содержат отсылочные нормы к трем категориям правил. Так, для регистрации в реестре и получения статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительства кандидат (некоммерческое партнерство) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (Ростехнадзор):
- единый для всех видов деятельности пакет документов (в порядке применения п. п. 1 - 6 ч. 8 ст. 20 ФЗ о СРО);
- документы об исполнении трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации или деятельности по строительству (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 55.4 Кодекса);
- выписку из устава некоммерческого партнерства о возможной деятельности в области установленных ст. 55.3 Кодекса трех видов саморегулирования в градостроительной сфере.
Следует отметить, что получение статуса саморегулируемой организации обозначено одним из условий получения ее членами свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В комментируемой части впервые обозначен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). О полномочиях Ростехнадзора в области градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 1 ст. 55.19 Кодекса.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил, что перечень документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, обозначенный в ч. 2 рассматриваемой статьи, является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Это положение - новелла, внесенная в содержание комментируемой статьи ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ, - дает право оспаривать действия Ростехнадзора, направленные на излишние требования при регистрации некоммерческого партнерства в реестре саморегулируемых организаций.
Отметим, что согласно п. 14 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724) сведения о саморегулируемой организации подлежат исключению из реестра на основании:
- заявления саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из реестра;
- ликвидации или реорганизации саморегулируемой организации;
- вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов.
Также следует добавить, что, в соответствии с общими правилами ч. 6 ст. 22 ФЗ о СРО, если судом принято решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям федерального законодательства, то соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Второй комментарий к статье 55.2 ГрК РФ

1. Комментируемая статья посвящена приобретению ГрСРО права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом содержание статьи заметно шире, нежели круг вопросов, обозначенный в ее названии, которое, следует заметить, с 1 июля 2017 г. будет звучать так же, как оно звучало в редакции ГрК РФ от 22 октября 2014 г., - "Приобретение статуса саморегулируемой организации". Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ внесены и иные корректировки в текст данной статьи, о которых будет сказано ниже.

Государство, предоставляя некоммерческой организации статус саморегулируемой, фактически наделяет представителей той или иной профессии публично-правовыми функциями (эту точку зрения высказал КС РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П). Передача названных функций предполагает не только расширенные права, предоставляемые данной организации, но и повышенные требования, предъявляемые к ней. Как правильно указывает А.Ф. Суров, "государство, наделяя некоммерческие организации отдельными публично-правовыми полномочиями, не отказывается от своих полномочий по установлению правовых основ единого рынка, а также от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых СРО" <148>. Данная статья как раз и представляет собой осуществление названного полномочия.

--------------------------------

<148> Суров А.Ф. Прекращение статуса "саморегулируемая организация" как правовая мера обеспечения соблюдения публичных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 12.

Право выдачи свидетельств о допуске к работам, как установлено в п. п. 1 и 1.1 комментируемой статьи, возникает у ГрСРО со дня внесения сведений о ней в государственный реестр ГрСРО. При этом ГрСРО должна отвечать ряду условий, обозначенных в законе. Эти условия касаются:

- количественного состава организации (согласно п. 1 ст. 55.4 ГрК РФ в составе некоммерческой организации должно быть не менее 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих тот или иной вид градостроительной деятельности);

- наличия у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, а в ряде случаев еще и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;

- наличия у некоммерческой организации стандартов СРО, требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, правил контроля в области саморегулирования, документа, устанавливающего систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами ГрСРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.

В связи с корректировками, вносимыми в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ, формулировка ч. 1 изменяется. Законодатель определяет, что статус ГрСРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных ст. 55.1 ГрК РФ, при условии ее соответствия требованиям, установленным ст. 55.4 ГрК РФ. Таким образом, все базовые требования к кандидату на статус ГрСРО сохраняются и в новой редакции, а чисто лингвистически она становится проще. При этом ч. 1.1 утрачивает силу, поскольку она нормативно избыточна, механизм внесения некоммерческой организации в государственный реестр ГрСРО и без того вполне удовлетворительно урегулирован положениями ГрК РФ.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, для внесения в государственный реестр ГрСРО сведений некоммерческая организация должна представить соответствующее заявление и документы, подтверждающие соответствие данной организации требованиям, установленным ФЗ "О саморегулируемых организациях" и ст. 55.4 ГрК РФ. Согласно Порядку направления заявления и документов саморегулируемой организацией для внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций (размещен на сайте Ростехнадзора <149>), рассмотрение Ростехнадзором документов некоммерческой организации, созданной в форме ассоциации (союза) и основанной на членстве лиц индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительства, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительство, претендующей на внесение сведений о ней в государственный реестр СРО (далее - Реестр ГрСРО) и получение права выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ, и принятие решения о внесении или об отказе во внесении сведений в государственный реестр ГрСРО осуществляется только при поступлении таких документов из соответствующего Национального объединения ГрСРО с приложением его заключения.

--------------------------------

<149> URL: http://www.gosnadzor.ru/building/register/reestr%20SRO%20in/order/ (дата обращения: 28.02.2017).

Для внесения сведений о себе в Реестр ГрСРО некоммерческая организация направляет почтовым отправлением или представляет на бумажном носителе в соответствующее Национальное объединение ГрСРО заявление о внесении сведений о ГрСРО в Реестр ГрСРО (далее - заявление ГрСРО) по рекомендуемой форме, в котором указывает:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование ГрСРО и ее организационно-правовую форму;

2) идентификационный номер налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер;

3) адрес (место нахождения) исполнительного органа ГрСРО;

4) телефон, факс (при наличии) исполнительного органа ГрСРО;

5) адрес официального сайта ГрСРО в сети Интернет, адрес электронной почты;

6) заявляемую сферу деятельности (в соответствии с уставом): СРО, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, или СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство;

7) сведения об исполнительном органе ГрСРО: фамилия, имя и отчество (если имеется), идентификационный номер налогоплательщика, контактный телефон.

К заявлению ГрСРО прилагаются документы, подробно перечисленные в указанном выше Порядке. Эти документы могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. В последнем случае содержание документов должно быть особым образом защищено от внешнего несанкционированного вмешательства посредством усиленной квалифицированной электронной подписи.

3. В соответствии с ч. ч. 2.1 - 2.3 комментируемой статьи определена процедура утверждения Национальным объединением ГрСРО заключения о возможности внесения сведений о ГрСРО в государственный реестр ГрСРО. Эта процедура складывается из двух стадий:

- рассмотрение Национальным объединением полученных от некоммерческой организации документов и утверждение заключения (закон устанавливает срок для осуществления этих действий не более чем 30 дней с момента получения документов). При этом запрещено требовать от некоммерческой организации предоставления документов, не указанных в законе (п. 3 комментируемой статьи);

- направление в Ростехнадзор указанного заключения и сопутствующих документов (на бумажном носителе или в форме электронных документов) в целях принятия Ростехнадзором решения о внесении или об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр ГрСРО (определено, что эти действия должны быть совершены не позднее чем через 5 рабочих дней с даты утверждения заключения).

Законом предусмотрено, что может быть утверждено заключение двух видов:

- о возможности внесения сведений о ГрСРО в государственный реестр ГрСРО;

- об отказе во внесении данных сведений.

При этом установлено, что основанием отказа во внесении сведений может являться только несоответствие некоммерческой организации - заявителя требованиям, определенным в ст. 55.4 ГрК РФ. Иных правомерных оснований для отказа (например, нецелесообразность создания ГрСРО) не предусмотрено. Как видно из формулировки комментируемой статьи, юридически значимое решение относительно создания ГрСРО принимает Ростехнадзор. При этом исключаются случаи, когда Ростехнадзор может не принять во внимание отрицательное заключение, полученное от Национального объединения ГрСРО, поскольку основания для выдачи такого заключения строго определены законом. Насчет несоответствия некоммерческой организации требованиям ст. 55.4 ГрК РФ также не может быть споров, основанных на различном понимании текста, поскольку данная норма исключает смысловые разночтения.

Таким образом, можно утверждать, что статус ГрСРО возникает у некоммерческой организации при условии соответствия ее требованиям, установленным ГрК РФ, и после внесения сведений о данной некоммерческой организации в государственный реестр ГрСРО. Иные обстоятельства (например, осуществление некоммерческой организацией деятельности в сфере строительства, не оказывающей влияние на безопасность объектов капитального строительства) не могут препятствовать получению данной организацией указанного статуса (аналогичной точки зрения придерживаются и судебные органы: см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 1 сентября 2011 г. по делу N А07-18805/2010 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2014 г. по делу N А60-4224/2014).

4. Как следует из ч. ч. 4 - 6 комментируемой статьи, сведения о ГрСРО могут быть исключены из государственного реестра, что влечет за собой неблагоприятные последствия, в т.ч. юридического характера. В действующей редакции ч. 4 определено, что исключение сведений влечет за собой прекращение права такой ГрСРО на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ввиду изменений, вносимых Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ, ч. 4 утрачивает силу с 1 июля 2017 г., в связи с чем можно сделать более общий вывод: исключение из государственного реестра сведений о ГрСРО является основанием прекращения ее деятельности в данном статусе (естественно, это следует отличать от прекращения некоммерческой организации как юридического лица, основания для которого установлены ГК РФ).

Основания исключения сведений о ГрСРО из государственного реестра определены в ч. 5 настоящей статьи. К ним относятся:

- заявление ГрСРО об исключении сведений о ней из государственного реестра ГрСРО;

- ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;

- вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра ГрСРО на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов;

- неисполнение ГрСРО требования либо требований ст. ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ (о количестве членов некоммерческой организации, о компенсационных фондах, о разработанных некоммерческой организацией и утвержденных внутренних документах);

- несоответствие утвержденных документов ГрСРО требованиям, установленным ст. 55.5 ГрК РФ к этим документам (непротиворечие законодательству РФ, требованиям технических регламентов и пр.), или отсутствие у нее документов, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ;

- несоблюдение ГрСРО требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со ст. 55.5 ГрК РФ;

- необеспечение ГрСРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 55.9 ГрК РФ);

- несоблюдение ГрСРО требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение ГрСРО, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения ГрСРО в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций. Данное основание действует до 1 июля 2017 г. в силу требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ;

- непредставление ГрСРО сведений по запросу органа надзора за ГрСРО, по запросу Национального объединения ГрСРО, направленному при исполнении функций, предусмотренных п. п. 5, 7 и 9 ч. 8 ст. 55.20 ГрК РФ, или представление ею недостоверных сведений;

- предоставление ГрСРО недостоверных сведений о ее адресе (месте нахождения), которые подтверждены актом органа надзора за ГрСРО;

- непредставление ГрСРО в течение 6 месяцев в соответствующее Национальное объединение ГрСРО уведомлений и документов, предусмотренных ч. 6 ст. 55.18 ГрК РФ;

- несоблюдение ГрСРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, требований, предусмотренных ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ (об ограничениях на членство в ГрСРО в отношении иностранных юридических лиц и в иных случаях см. комментарий к ст. 55.6). Последнее основание вводится в действие с 1 июля 2017 г.

Закон определяет, что исключение сведений о ГрСРО из государственного реестра осуществляется на основании соответствующего решения Ростехнадзора или судебного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ с 1 июля 2017 г. комментируемая статья дополняется ч. 7, которая определяет, что ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус ГрСРО, осуществляется только после исключения сведений о ней из государственного реестра ГрСРО и зачисления в порядке и в срок, которые установлены ч. 14 ст. 55.16 ГрК РФ, средств ее компенсационного фонда (компенсационных фондов) на специальный банковский счет Национального объединения ГрСРО, членом которого являлась такая ГрСРО. Данное правило, таким образом, будет действовать в дополнение к общим правилам ст. ст. 61 - 64.1 ГК РФ о ликвидации юридических лиц.