Комментарий к СТ 9 ГрК РФ

Статья 9 ГрК РФ. Общие положения о документах территориального планирования

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил общие положения (процедурные нормы) о документировании процесса территориального планирования, которые включают в себя:
- установление целевого назначения документов территориального планирования;
- классификацию трех видов документов территориального планирования (государственного, регионального и муниципального уровней);
- правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер, а также соответствие содержанию документов территориального планирования РФ;
- запрет на решения о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- общие информационные источники подготовки документов территориального планирования (с учетом десяти категорий документов и сведений);
- условия подготовки документов территориального планирования с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц;
- порядок обеспечения свободного доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов;
- порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования;
- особенности процедуры обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования;
- установление минимальных сроков действия схем территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения;
- установление минимальных сроков действия генеральных планов поселений и городских округов;
- правило сохранения правового режима земель при утверждении в документах территориального планирования границ функциональных зон;
- обязанность Минрегиона России устанавливать требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи целевым назначением документов территориального планирования обозначено обеспечение устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также обеспечение учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют классификацию 3 видов документов территориального планирования (государственного, регионального и муниципального уровней). О правовом регулировании видов объектов капитального строительства, определяющих содержание документов территориального планирования разных видов, см. комментарии к п. п. 18 - 20 ст. 1 Кодекса.

3. В правилах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер для соответствующих органов власти, а также обязательное соответствие содержанию документов территориального планирования РФ.

4. Часть 4 рассматриваемой статьи включает запрет на решения о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При этом следует отметить, что рассматриваемые положения вступают в силу с 1 января 2012 г. согласно ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ.

5. В соответствии с положениями ч. 5 настоящей статьи установлены общие информационные источники подготовки документов территориального планирования (с учетом 10 категорий документов и сведений), как-то: стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики; приоритетные национальные проекты; межгосударственные программы и др.
Определенной новеллой является установление легитимности применения при подготовке таких документов сведений информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а именно информационной системы территориального планирования (см. ст. 57.1 Кодекса).

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил обязательные условия подготовки документов территориального планирования с учетом норм о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Отметим, что круг заинтересованных лиц обусловлен наличием реальных возможностей изменения прав или пределов собственных интересов таких лиц в случае утверждения документов территориального планирования.
Заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:
- лицо, которое в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" входит в одну группу лиц с должником;
- лицо, которое является аффилированным лицом должника;
- руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника;
- супруг должника;
- родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга должника (см. подробнее ст. 19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

7. Нормы ст. 7 комментируемой статьи определяют порядок обеспечения свободного доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов.
Как установил законодатель, уполномоченные органы обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети Интернет, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.
Говоря о правовом содержании определения "Интернет", укажем на термин законопроекта "О регулировании российского сегмента сети Интернет, согласно которому глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) - это совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью ("Интернет", BBS и другие общедоступные сети). Служба тематических толковых словарей дает такое определение: "Интернет - глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам".

Отметим, что относительно сети Интернет Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16 мая 2011 г. N 36-9 принят Модельный закон "Об основах регулирования Интернета". В ст. 2 Модельного закона определено, что Интернет - это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц.
С учетом особой важности свободы электронного взаимодействия следует указать на признание ООН фундаментального права человека на доступ в Интернет. Так, в начале июня 2011 г. в резолюции 17-й сессии Совета ООН по правам человека отмечено, что драматические события, разворачивающиеся в Северной Африке, на Ближнем Востоке и за пределами региона, подчеркивают важность новых инструментов коммуникаций для политического самовыражения и реализации демократических устремлений.
Следует отметить, что комментируемые нормы вступают в силу с 1 сентября 2011 г. в
соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ.

8. В правилах ч. 8, нормы которой также вступают в силу с 1 сентября 2011 г., законодатель установил порядок уведомления органов государственной власти и органов местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования.
Такой уведомительный порядок включает в себя отсылочные нормы к ст. ст. 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса, а также требования о том, что уполномоченные органы уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Часть 9 рассматриваемой статьи, вступающая в силу с 1 сентября 2011 г., включает особенности процедуры обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования, которые включают:
- соблюдение требований ст. 57.1 Кодекса о функционировании информационной системы территориального планирования;
- использование официального сайта уполномоченного органа;
- соблюдения срока обеспечения доступа, не превышающего десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. В соответствии с правилами ч. 10 рассматриваемой статьи установлены минимальные сроки действия схем территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, предусматривающих размещение линейных объектов федерального, регионального и местного значения (20 и 10 лет).

11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил минимальные сроки действия генеральных планов поселений и городских округов. Они составляют 20 лет.

12. Нормы ч. 12 настоящей статьи определяют правило сохранения правового режима земель при утверждении в документах территориального планирования границ функциональных зон.

13. В правилах ч. 13 комментируемой статьи законодатель установил обязанность Минрегиона России устанавливать требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального, регионального и местного значения.
О существенных изменениях в содержании правового института территориального планирования, внесенных в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, см. комментарии к п. 2 ст. 1 Кодекса.
Также следует обратить внимание на определение (уточнение) ряда сроков подготовки и утверждения документов территориального планирования, обозначенных в нормах ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ:
- до 1 сентября 2011 г. схемы территориального планирования РФ, схемы территориального планирования субъектов РФ, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов подлежат размещению на официальных сайтах в сети Интернет для доступного ознакомления без взимания платы;
- сроки согласования проектов документов территориального планирования, предусмотренные ст. ст. 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса РФ, исчисляются со дня поступления указанного уведомления о подготовке проекта документа территориального планирования в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- до 1 сентября 2011 г. подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании сведений о состоянии территории, ее использовании, об ограничениях ее использования, содержащихся в государственных кадастрах, фондах, реестрах, иных государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах;
- до 1 января 2013 г. резервирование земель допускается в утвержденных в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
- до утверждения схемы территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта (морского транспорта), но не позднее 1 января 2012 г., решение о строительстве или расширении морского порта может быть принято на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения;
- до 1 марта 2012 г. функции по ведению федерального картографогеодезического фонда, в том числе включению в него геодезических и картографических материалов и данных, их хранению и предоставлению в пользование заинтересованным лицам, вправе осуществлять подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии организации.