Комментарий к СТ 63 ГрК РФ

Статья 63 ГрК РФ. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

1. С учетом особого статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности осуществления градостроительной деятельности в этих субъектах РФ, которыми обозначены:
- осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления";
- специальный порядок утверждения документов территориального планирования этих субъектов РФ, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам;
- специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы;
- право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. ст. 4.1 и 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ:
- до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- Российская Федерация передает в порядке, установленном ст. 6.1 комментируемого Кодекса, органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2013 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 ГрК и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов;
- на территории города федерального значения Москвы до 1 января 2013 г. государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса, осуществляется уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют осуществление семи полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения в соответствии со ст. 79 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Положения ст. 79 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" конкретизируют особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Так, в этих субъектах РФ местное самоуправление в соответствии с их уставами осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. При этом установление, изменение и преобразование границ внутригородских муниципальных образований осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Законами этих субъектов РФ, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, устанавливаются перечень вопросов местного значения, а также источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.

3. В правилах комментируемой части законодателем установлен специальный порядок утверждения документов территориального планирования субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, их согласования и проведения публичных слушаний по их проектам.
Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с рассматриваемой нормой являются документами территориального планирования и должны включать в себя с учетом правил ст. 23 Кодекса:
1) положение о территориальном планировании;
2) карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
3) карты планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
4) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
5) карту функциональных зон поселения или городского округа;
6) соответствующие материалы обоснования.
Утверждение генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется в порядке ст. 24 Кодекса законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. А согласование таких документов территориального планирования с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не осуществляется (с учетом норм ч. 4 настоящей статьи).
Третьей особенностью разработки генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обозначено обязательное проведение публичных слушаний по их проектам в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Отметим, что в соответствии с правилами ст. 1 Закона города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" с периодом реализации до 2025 г. утвержден Генеральный план города Москвы, включающий:
1) положения о территориальном планировании города Москвы;
2) карты, схемы территориального планирования города Москвы.

4. Комментируемая часть включает специальный порядок согласования проекта генерального плана города Москвы, который регламентирован положениями ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и определяет, что проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством РФ в части осуществления городом Москвой функций столицы РФ и вносится на утверждение Совета народных депутатов города Москвы.
Следует отметить, что в порядке требований ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы РФ путем участия:
- в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы РФ, действие которых распространяется на территории Московской области;
- в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы РФ в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;
- в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ;
- в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;
- в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлено право наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности соответствующими законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Например, согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса города Москвы (Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности. В ст. 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено внесение в орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, или в соответствующую окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы предложений в части, касающейся территории муниципального образования:
а) к проектам Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;
б) к проектам правил землепользования и застройки;
в) к проектам территориальных, отраслевых схем, содержащих положения о развитии, реконструкции, реорганизации жилых территорий, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах;
г) к проектам планировки территорий;
д) к проектам межевания не подлежащих реорганизации жилых территорий, которых разработаны указанные проекты;
е) к проектам разработанных в виде отдельных документов градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на не подлежащей реорганизации жилой территории;
ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.