Комментарий к СТ 55.4 ГрК РФ

Статья 55.4 ГрК РФ. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

1. Рассматриваемая статья включает три конкретизированных обязательных требования, предъявляемых к статусу саморегулируемых организаций, общие особенности которых установлены ч. ч. 1 - 3 ст. 3 ФЗ о СРО, а именно:
- количественные критерии (объединение не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если иное не установлено федеральными законами));
- материальные критерии (обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами наличием соответствующего компенсационного фонда);
- содержательно-правовые критерии (наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации).
Так, положениями комментируемой статьи в порядке ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО законодатель установил два вида особых требований количественно-материального характера к статусу саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности в зависимости от осуществляемых работ. При этом определен один критерий для статуса саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации, осуществляющих (с количеством 50 членов и размером компенсационного фонда в полмиллиона руб.) и другой, более высокий критерий для статуса саморегулируемых организаций, занимающихся строительством (с количеством 100 членов и размером компенсационного фонда в миллион руб.).
Следует акцентировать внимание на том, что обязательное условие о минимальном размере компенсационного фонда саморегулируемой организации действует, если такая организация самостоятельно установила в соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 Кодекса требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации. Вне сомнений, что такое "самостоятельное" решение существенно повышает имидж любой саморегулируемой организации и служит, кроме того, подтверждением исключительно добросовестных стремлений.
Кроме двух количественно-материальных критериев (о числе членов и размере компенсационного фонда), для получения статуса саморегулируемой организации, в соответствии с комментируемыми положениями, некоммерческое партнерство должно отвечать минимальному содержательно-правовому критерию - подтвердить наличие трех обязательных документов для саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса:
- требования к выдаче свидетельств о допуске;
- правила контроля в области саморегулирования;
- документ об ответственности за нарушение правил саморегулирования.
Отметим, что общие правила членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях регламентированы положениями ст. 5 ФЗ о СРО и включают:
- добровольность получения статуса саморегулируемой организации (реализует право на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, в соответствии со ст. 30 Конституции РФ и ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.));
- обязательное членство лишь при указании на то федеральным законом (необходимость саморегулирования в градостроительной деятельности обозначена положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса и обусловлена требованиями надежности и безопасности в градостроительной деятельности);
- возможное членство в различных саморегулируемых организациях при осуществлении различных видов деятельности (при осуществлении нескольких видов деятельности в соответствии с положениями ст. 55.3 Кодекса возможно участие в таком же количестве саморегулируемых организаций);
- запрет на членство в различных саморегулируемых организациях при осуществлении единственного вида деятельности (необходимо для соблюдения единства требований к одной организации, занимающейся одним видом деятельности, подлежащей саморегулированию, так как разные саморегулируемые организации могут принимать различные требования к своим членам).

2. В комментируемой части, как указывалось в комментарии к ч. 1 настоящей статьи, определены три конкретизированных обязательных требования, предъявляемых к саморегулируемым организациям, в сфере градостроительства для статуса саморегулируемых организаций, занимающихся строительством.
Как указывалось в комментариях к ст. 55.3 Кодекса, термин "строительство" в содержании комментируемой статьи включает в себя и капитальный ремонт, и реконструкцию.
Количественно-материальный критерий в данном случае в 2 раза превышает аналогичные требования к статусу саморегулируемых организаций, которые не участвуют в строительстве, и представляет собой требование количества ста членов и размера компенсационного фонда в миллион руб.
Содержательно-правовой критерий этого вида особых требований количественно-материального характера к статусу саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности в зависимости от осуществляемых работ аналогичен критерию первого вида - подтверждение наличия трех обязательных документов для саморегулируемых организаций в градостроительной сфере, предусмотренных ч. 1 ст. 55.5 настоящего Кодекса.
В связи с установлением четких количественно-материальных критериев для получения статуса саморегулируемой организации следует указать на возможные негативные последствия таких ограничений, так как в реальных условиях для сохранения статуса своей саморегулируемой организации ее членам придется искусственно осуществлять поддержание численности через прием номинальных работников, что повлечет дополнительные затраты в деятельности членов саморегулируемых организаций и, в свою очередь, приведет к желанию заложить эти затраты в себестоимость строительства.

3. В положениях ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи с целью обеспечения единого подхода обозначены обязательные условия определения количества членов некоммерческой организации, получающей статус саморегулируемой организации в градостроительной деятельности.
Так, законодателем установлено, что все аффилированные лица некоммерческого партнерства должны учитываться как одно лицо. Об аффилированных лицах в составе саморегулируемых организаций указывается только в положениях Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно ст. 24.2 которого не более чем 25% членов коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков и (или) их аффилированными лицами.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (фактически утратил силу) аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом аффилированными лицами юридического лица обозначены лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица и др. Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо, либо юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Однако с учетом отсутствия критериев аффилированности в градостроительной деятельности представляется спорным верное толкование положений комментируемой части.

4. Еще одной особенностью определения количества членов некоммерческой организации, получающей статус саморегулируемой организации в градостроительной деятельности, установлено правило подсчета только тех субъектов саморегулирования, которые непосредственно осуществляют обозначенные в ст. 55.3 Кодекса виды деятельности (в данном случае необходимо проверять наличие соответствующего вида деятельности в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624)).
Участник некоммерческого партнерства, осуществляющий, например, транспортные услуги для производства инженерных изысканий, при получении таким некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации не учитывается в качестве члена саморегулируемой организации, так как его деятельность на входит в состав инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства, а также не указана в перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В заключение анализа комментируемой статьи обратим внимание на то, что обозначенные количественно-материальный и содержательно-правовой критерии установления статуса саморегулируемой организации, а также особенности их определения в соответствии с нормами ч. 4 ст. 55.19 Кодекса представляют собой предмет надзора со стороны уполномоченного федерального органа за деятельностью саморегулируемой организации, несоблюдение которого может повлечь соответствующие санкции в порядке ч. 7 ст. 55.19 Кодекса, вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.