Комментарий к СТ 55.2 ГрК РФ

Статья 55.2 ГрК РФ. Приобретение статуса саморегулируемой организации

1. Положения комментируемой статьи посвящены содержанию правового статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности, который обусловлен тремя критериями:
- наличием у юридического лица статуса некоммерческой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства;
- исполнением трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий или подготовки проектной документации (см. ч. 1 ст. 55.4 Кодекса);
- исполнением трех специальных требований для деятельности по строительству (см. ч. 2 ст. 55.4 Кодекса).
Вышеуказанные критерии установлены согласно общим правилам ч. ч. 1 - 4 ст. 3 ФЗ о СРО, которые включают пять аспектов создания саморегулируемой организации:
- объединение некоммерческих организаций по принципу единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединение субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
- обозначение особенностей статуса саморегулируемых организаций с определенным видом профессиональной деятельности в соответствующих федеральных законах;
- объединение не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если иное не установлено федеральными законами);
- наличие стандартов и правил деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
- обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями и иными лицами.
Основы правового регулирования некоммерческих организаций регламентированы нормами ст. ст. 116 - 123 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, в том числе в форме ассоциаций и союзов некоммерческих организаций. Положения ст. ст. 116 - 123 ГК РФ содержат основы правового регулирования следующих видов некоммерческих организаций:
- потребительских кооперативов;
- общественных и религиозных организаций;
- фондов;
- учреждений;
- объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
Правила ФЗ "О некоммерческих организациях" определяют:
- правовое положение некоммерческих организаций;
- порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций;
- права и обязанности их учредителей (участников);
- основы управления некоммерческими организациями;
- возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- порядок создания и деятельности на территории РФ структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Согласно ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, создаваемая для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и др.
При этом некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов РФ, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Основы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства регламентированы положениями ст. ст. 2 и 8 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении:
- деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
- охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
- защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческое партнерство не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если таким некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

2. Положениями ч. 2 рассматриваемой статьи законодатель обозначил требования для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о некоммерческой организации, которые содержат отсылочные нормы к трем категориям правил. Так, для регистрации в реестре и получения статуса саморегулируемой организации в сфере градостроительства кандидат (некоммерческое партнерство) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (Ростехнадзор):
- единый для всех видов деятельности пакет документов (в порядке применения п. п. 1 - 6 ч. 8 ст. 20 ФЗ о СРО);
- документы об исполнении трех специальных требований для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации или деятельности по строительству (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 55.4 Кодекса);
- выписку из устава некоммерческого партнерства о возможной деятельности в области установленных ст. 55.3 Кодекса трех видов саморегулирования в градостроительной сфере.
Следует отметить, что получение статуса саморегулируемой организации обозначено одним из условий получения ее членами свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В комментируемой части впервые обозначен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). О полномочиях Ростехнадзора в области градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 1 ст. 55.19 Кодекса.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил, что перечень документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, обозначенный в ч. 2 рассматриваемой статьи, является исчерпывающим и иному толкованию не подлежит. Это положение - новелла, внесенная в содержание комментируемой статьи ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ, - дает право оспаривать действия Ростехнадзора, направленные на излишние требования при регистрации некоммерческого партнерства в реестре саморегулируемых организаций.
Отметим, что согласно п. 14 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724) сведения о саморегулируемой организации подлежат исключению из реестра на основании:
- заявления саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из реестра;
- ликвидации или реорганизации саморегулируемой организации;
- вступившего в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов.
Также следует добавить, что, в соответствии с общими правилами ч. 6 ст. 22 ФЗ о СРО, если судом принято решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям федерального законодательства, то соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус саморегулируемой организации, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.