Статья 45 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены

СТ 45 ГрК РФ.

1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

1.1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;

2) утратил силу с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);

5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

1.2. В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 настоящей статьи.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

3.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение десяти рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

3.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

4.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, муниципального округа, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, муниципального округа, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, муниципальными округами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органам местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение десяти рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

4.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения муниципального района, муниципального округа, городского округа, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления муниципального округа, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, муниципального округа, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

5.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения поселения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета поселения и размещение которого планируется на территориях двух и более поселений, имеющих общую границу, в границах муниципального района, осуществляются органом местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными поселениями, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение десяти рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

5.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одним или несколькими органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения поселения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, муниципальных округов, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса.

7. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе муниципального округа, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

8. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

8.1. Порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается Правительством Российской Федерации.

8.2. Утратила силу с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

9. Утратила силу с 1 января 2017 г.

9.1. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 448-ФЗ

10. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

10.1. Лица, указанные в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 настоящей статьи, и направляют такую документацию для утверждения соответственно в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в частях 2 - 5.2 настоящей статьи.

10.2. Подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учета ранее утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в данные генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки.

10.3. Со дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, ранее утвержденная документация по планировке этой территории признается утратившей силу.

11. В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

12. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку документации по планировке территории, в случаях, предусмотренных частями 2 и 3.2 настоящей статьи, на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

12.1. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку. Органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

12.2. Утратила силу с 1 января 2017 г.

12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов, либо возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящей частью.

12.4. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

12.5. В случае, если по истечении пятнадцати рабочих дней с момента поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, проекта планировки территории, указанного в части 10 настоящей статьи, такими органами не представлены возражения относительно данного проекта планировки, он считается согласованным.

12.6. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

12.7. Документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, муниципального округа, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого муниципального округа, главой такого городского округа, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

12.8. В течение пятнадцати рабочих дней со дня получения указанной в части 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории глава поселения, глава муниципального округа или глава городского округа направляет в орган, уполномоченный на утверждение такой документации, согласование такой документации или отказ в ее согласовании. При этом отказ в согласовании такой документации допускается по следующим основаниям:

1) несоответствие планируемого размещения объектов, указанных в части 12.7 настоящей статьи, градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов (за исключением линейных объектов);

2) снижение фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения при размещении планируемых объектов.

12.9. В случае, если по истечении пятнадцати рабочих дней с момента поступления главе поселения, главе муниципального округа или главе городского округа предусмотренной частью 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории такими главой поселения, главой муниципального округа или главой городского округа не направлен предусмотренный частью 12.8 настоящей статьи отказ в согласовании документации по планировке территории в орган, уполномоченный на ее утверждение, документация по планировке территории считается согласованной.

12.10. Документация по планировке территории, предусматривающая размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения подлежит согласованию с владельцем автомобильной дороги. Предметом согласования документации по планировке территории являются обеспечение неухудшения видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения, сохранение возможности проведения работ по содержанию, ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений, а также по реконструкции автомобильной дороги в случае, если такая реконструкция предусмотрена утвержденными документами территориального планирования, документацией по планировке территории.

12.11. Порядок разрешения разногласий между органами государственной власти, органами местного самоуправления и (или) владельцами автомобильных дорог по вопросам согласования документации по планировке территории устанавливается Правительством Российской Федерации.

12.12. В случае, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения в соответствии с утвержденным проектом планировки территории необходима реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов, такая реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов может осуществляться на основании указанного проекта планировки территории (за исключением случаев, если для такой реконструкции существующих линейного объекта или линейных объектов не требуется разработка проекта планировки территории). При этом указанный проект планировки территории подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение проекта планировки территории существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с предусмотренными настоящей частью планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, за исключением случая, предусмотренного частью 22 настоящей статьи. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения существующих линейного объекта или линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения. Срок такого согласования проекта планировки территории не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в указанные орган государственной власти или орган местного самоуправления. В случае, если по истечении этих пятнадцати рабочих дней указанными органами не представлены в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение проекта планировки территории в целях планируемых строительства, реконструкции линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения, возражения относительно данного проекта планировки территории, данный проект планировки территории считается согласованным.

13. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, муниципального округа, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

13.1. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

14. Утратила силу с 26 июля 2017 г. - Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 191-ФЗ

15. Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе муниципального округа, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

16. Уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

17. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

18. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

19. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ

20. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ

21. Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

22. В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на десять процентов площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление изменений на согласование в соответствии с частями 12.7 и 12.12 настоящей статьи при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с частью 12.4 настоящей статьи при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Комментарий к Ст. 45 Градостроительного кодекса РФ

1. Документация по планировке территории разрабатывается на основании соответствующего решения о ее подготовке. Решение принимается органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Уровень принятия решения зависит от того, в чьей компетенции находятся вопросы размещения объектов капитального строительства, поскольку объекты капитального строительства могут быть федерального, регионального или местного значения.

Решение о подготовке документации по планировке территории должно пройти процедуру утверждения. Решение принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. В нем, наряду с прочими положениями, устанавливаются органы, уполномоченные обеспечивать подготовку документации по планировке территории.

Наличие утвержденного решения является необходимым этапом разработки документации по планировке и одновременно правовым основанием для того, чтобы установить порядок подготовки документации. Обеспечение подготовки документации по планировке территории происходит по-разному для каждого уровня управления (федерального, субъекта РФ, муниципального). На федеральном уровне особенности и порядок подготовки документации осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ особенности и порядок подготовки документации осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ и устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Подготовка документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а порядок регламентируется, исходя из особенностей данной процедуры (см. комментарий ст. 46).

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления могут разрабатывать документацию по планировке территории только при условии наличия документов территориального планирования. Данная норма (ч.6) вступает в действие с 1 января 2006 г., что обусловлено именно этой датой крайнего срока разработки документов территориального планирования всех уровней (в случае их отсутствия произойдет ограничение полномочий всех органов публичной власти по ряду вопросов – см. комментарий ст.9).

2. При разработке документации по планировке территории на каждом уровне исполнительной власти учитываются такие положения документов территориального планирования, которые предусматривают размещение объектов капитального строительства соответствующего уровня (федерального, субъекта Российской Федерации, муниципального).

В частности, если такими документами территориального планирования Российской Федерации предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения, то подготовку документации по планировке территории обеспечивают на их основании уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. По аналогии с этим подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации обеспечивают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения.

Соответственно на местном уровне власти при разработке документации по планировке территории используются положения документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Основой разработки документации по планировке территории, инициируемой органами местного самоуправления поселения или городского округа являются материалы генерального плана поселения или городского округа, правил землепользования и застройки. В тех случаях, если отсутствуют документы территориального планирования, действует исключение, имеющее отношение в основном к подготовке проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. Оно состоит в возможности осуществления процесса разработки обозначенных видов документации, даже при отсутствии документов планирования.

Принимая во внимание данную оговорку, необходимо уточнить, что положительное решение в пользу разработки проектов межевания при отсутствии необходимой документации может быть получено в ограниченных ситуациях, касающихся только застроенных территорий. Выделяя в качестве специфики градостроительного освоения территории состояние территории (застроенность), тем самым фиксируются два принципиально разных правовых режима незастроенных и застроенных территорий. Застроенные территории, таким образом, относят к особой категории градостроительных объектов, в отношении которых градостроительная деятельность может быть осуществлена с определенными поправками. Особым образом в этой связи следует оговорить разработку проектов планировки территории. Они подтверждают общее правило, касающееся последовательности этапов подготовки градостроительной документации и требующее наличия документов планирования и зонирования, как документов, предваряющих процедуру разработки проектов планировки территории.

С тем, чтобы ускорить процедуру разработки проектов планировки территории с целью последующего комплексного градостроительного освоения, может быть допущено совмещение во времени выполнение различных этапов и видов градостроительной документации. Это допущение следует понимать как не последовательное, а параллельное осуществление подготовки документации территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории. Такой вариант может рассматриваться в случае, если исполнители различных видов документации в процессе подготовки материалов имеют возможность взаимодействовать и вносить необходимые коррективы в документацию. В результате проекты планировки территории будут осуществляться преемственно (по содержанию) по отношению к документации высших уровней разработки.

3. Положительное решение о подготовке документации по планировке территории, принятое в зависимости от уровня градостроительного объекта (федерального, регионального, муниципального значения) уполномоченными органами исполнительной власти должно быть направлено в форме уведомления главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение в течение установленного срока (ч.7). На основании принятого положительного решения о подготовке документации по планировке территории определяются заказчики и исполнители (разработчики) документации.

Заказчиком документации по планировке территории может выступать лицо, определенное уполномоченными органами публичной власти соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). Кроме того, документация по планировке территории может разрабатываться по заказу: государственных органов и органов местного самоуправления; юридических и физических лиц - землепользователей, инвесторов, застройщиков в порядке, установленном законодательством РФ; по решению суда при разрешении земельных споров.

В комментируемой статье также оговаривается дифференцированный подход к подготовке документации по планировке территории в следующих ситуациях, различающихся существующим (сложившимся на момент возникновения необходимости в разработке документации) правовым режимом территории.

Первая ситуация характеризуется размещением объекта капитального строительства в определенной территориальной зоне и наличием установленного градостроительного регламента. В этом случае подготовка документации по планировке территории производится обычным порядком, т.е. может осуществляться физическим или юридическим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Вторая ситуация описывает случаи касающиеся размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения в границах территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента или для которой не устанавливается градостроительный регламент.

4. Подготовка документации по планировке территории должна осуществляться в соответствии с утвержденным порядком (правилами) ее разработки. В порядке должна быть прописана последовательность действий, позволяющих разработать документацию, организационные особенности взаимодействия субъектов градостроительной деятельности в отношении к процессу разработки документации, некоторые процедурные вопросы, а также особенности.

Порядок разработки документации по планировке территории прописывается для каждого вида документации: проектов планировки, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, и в нем должны быть указаны следующие положения: формулировка целей разработки документации; заказчики документации; разработчики документации; особые условия разработки документации для незастроенных территорий; особые условия разработки документации для застроенных территорий; обоснование этапов разработки, согласования и утверждения документации; варианты финансирования полного комплекса работ и отдельных разработок при выполнении документации по планировке (они могут осуществляться за счет средств местного бюджета, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территории муниципального образования; средств заказчиков и инвесторов, в порядке, установленном действующим законодательством и оговоренным в настоящем порядке разработки документации); расценки на разработку документации по планировке; другие положения. В отдельный раздел порядка разработки документации по планировке территории выделяются положения относительно разработки, согласования и утверждения документации.

Устанавливается, что документация по планировке территории разрабатывается на основании (градостроительного) задания, выданного (согласованного) уполномоченным органом. Уточняются требования, предъявляемые к составлению задания и состав материалов, которые должны быть представлены: основание для проектирования, сведения о заказчике, проектировщике, составе проекта, сроках и этапах проектирования, о составе и источнике исходных данных, порядке согласования и утверждения проекта, о требованиях к проектным решениям, форме представления проектных материалов.

Определяется, какая форма наиболее целесообразна для реализации организационно-правовых отношений заказчика, исполнителя и органов власти. Составляется перечень прав и обязанностей, которыми наделяются участники процесса разработки документации, устанавливаются сроки подготовки отдельных видов работ и порядок их сдачи, указывается вероятность отклонений от обозначенных в задании исходных данных для проектирования.

Составляется перечень материалов, которые должны быть представлены в каждом виде документации по планировке территории. Уточняется форма представления материалов. В основном в составе проектных материалов выделяются две группы: графические материалы (опорный план; ситуационный план; основной чертеж; схема разбивки территории планировочной единицы на земельные участки и др.) и текстовые материалы, традиционной формой представления которых является пояснительная записка. Дается ссылка на возможность разработки дополнительных графических и текстовых материалов по требованию заказчика, в соответствии с внесением этих дополнений в задание на проектирование.

Уточняется, каким образом обеспечивается процесс согласования документации по планировке территории заказчиком с соответствующими службами, представляющие интересы уполномоченного органа, заинтересованными организациями, населением. Указывается каким образом и при участии каких структур (организаций) осуществляются процедуры дополнительных согласований документации по планировке территории, а также подготовка и согласование необходимых нормативно-правовых актов, предваряющих утверждение документации. Порядок разработки документации по планировке территории наряду с указанными положениями определяет минимальный состав и наименования утверждаемой проектной документации.

В заключительном разделе порядка указываются положения относительно процедуры передачи и регистрации подготовленной документации и следующих отдельных материалов: контрольных экземпляров документации по планировке территории (после утверждения заказчиком) в уполномоченный орган для выпуска исходных данных по установлению границ земельных участков на местности и формированию земельных участков как объектов недвижимости для государственного учета и регистрации прав на недвижимое имущество; копии основного чертежа и соответствующего нормативно-правового акта об утверждении документации для сведения организациям, деятельность которых сопряжена с использованием данной информации; утвержденных материалов в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

Внесение изменений в обязательную (утверждаемую) часть проектной документации допускается только по решению органа публичной власти соответствующего уровня, в связи с изменением градостроительной ситуации. Уточнение положений, формирующих порядок разработки документации по планировке территории, производится на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Характерной особенностью процедуры подготовки и утверждения документации по планировке территории является то, что наличие утвержденной документации представляет собой правовое основание для установления границ земельных участков на местности и влечет за собой возникновение ряда обязательств для всех участников градостроительной деятельности.

Второй комментарий к статье 45 ГрК РФ

1. В правилах комментируемой статьи законодатель установил правовые основы процедур подготовки и утверждения документации по планировке территории. Так, в частности, речь идет об определении в нормах ч. ч. 1 - 5.1, 7 - 9, 12 - 15 настоящей статьи полномочий органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении процедур подготовки и утверждения документации по планировке территории, включающих:

- принятие решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления;
- обеспечение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования РФ, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения;
- обеспечение органами исполнительной власти субъекта РФ подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта РФ, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения;
- обеспечение органами местного самоуправления муниципального района подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий;
- обеспечение органами местного самоуправления поселения (городского округа) подготовки документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки;
- право уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления муниципального района обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального района объектов федерального, регионального и местного значения, не являющихся линейными объектами (при наличии согласия органов местного самоуправления поселения, городского округа);
- обязанность органов государственной власти (местного самоуправления) в течение десяти дней со дня принятия решения направлять уведомление о принятом решении о подготовке документации по планировке главе поселения, городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Хотелось бы обратить внимание на то, что указанные полномочия включают порядок принятия решения в течение четырнадцати рабочих дней о подготовке документации по планировке соответствующей территории при поступлении заявлений от лиц, указанных в ч. 8.1 настоящей статьи, а также право самостоятельной подготовки документации по планировке территории либо на основании государственного или муниципального контракта, за исключением случая, указанного в ч. 8.1 настоящей статьи (с указанием права подготовки документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения за счет своих средств).

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления (согласно нормам ч. ч. 1 - 5.1, 7 - 9, 12 - 15 комментируемой статьи), помимо изложенного, включают также:
- порядок утверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти документации по планировке территории или принятия решения об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку;
- порядок утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления документации по планировке территории или принятия решения об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку;
- порядок согласования документации по планировке территории до ее утверждения с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация;
- установление особенностей подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа согласно ст. 46 настоящего Кодекса;
- порядок утверждения документации по планировке территории, представленной уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации);
- порядок направления документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

2. Отдельно следует указать на обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи запрета осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением обозначенных случаев:
1) подготовки проектов межевания застроенных территорий;
2) подготовки градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц;
3) когда представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий (ч. 6 ст. 18 Кодекса):
- не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения, и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
- документами территориального планирования РФ, субъекта РФ, муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района на территории этого поселения.
При этом необходимо отметить, что нормы ч. 6 комментируемой статьи вступают в силу с 31 декабря 2012 г.

3. Помимо изложенного положениями комментируемой статьи осуществляются:
- регламентация (ч. 8.1 рассматриваемой статьи) порядка подготовки документации по планировке территории в границах земельного участка или территории, если в отношении их заключен договор аренды либо договор о развитии застроенной территории;
- установление (ч. 9.1 рассматриваемой статьи) правил утверждения органами управления особыми экономическими зонами документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны;
- определение (ч. 10 настоящей статьи) шести видов оснований для подготовки документации по планировке территории;
- обозначение (ч. 11 комментируемой статьи) правила подготовки документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования, если решение о такой подготовке принимается соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления);
- регламентация (ч. 16 рассматриваемой статьи) обязанности главы местной администрации обеспечить опубликование и размещение документации по планировке территории на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса);
- установление (ч. 17 рассматриваемой статьи) права оспаривания заинтересованным лицом в судебном порядке документации по планировке территории;
- определение (ч. 18 настоящей статьи) порядка подготовки документации по планировке территории на федеральном уровне согласно требованиям настоящего Кодекса и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актам РФ;
- обозначение (ч. 19 комментируемой статьи) порядка подготовки документации по планировке территории на региональном уровне согласно требованиям настоящего Кодекса и законов субъектов РФ;
- регламентация (ч. 20 рассматриваемой статьи) порядка подготовки документации по планировке территории на муниципальном уровне согласно требованиям настоящего Кодекса и нормативным правовым актам местного самоуправления.