Комментарий к СТ 40 ГрК РФ

Статья 40 ГрК РФ. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которыми представляются:
- определение в ч. 1 настоящей статьи права заинтересованного лица (правообладателя земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки) обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи порядка разрешения отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов;
- регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица направить в комиссию заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил обязательного обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 39 настоящего Кодекса (с оплатой расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний заинтересованным в предоставлении разрешения лицом);
- определение в ч. 5 настоящей статьи порядка подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении с указанием причин принятого решения на основании заключения о результатах публичных слушаний с направлением указанных рекомендаций главе местной администрации;
- обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи порядка принятия главой местной администрации в течение семи дней решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения;
- регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

2. Следует добавить, что в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О системное единство ст. ст. 39 и 40 комментируемого Кодекса создает необходимую нормативную правовую базу для реализации предписаний Конституции РФ об охране памятников истории и культуры, обеспечении культурных прав граждан и как таковые не могут нарушать конституционные права. По своему смыслу в системе действующего правового регулирования они обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.