Комментарий к СТ 39 ГрК РФ

Статья 39 ГрК РФ. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

1. Правилами рассматриваемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, которые включают в себя:
1) определение в ч. 1 настоящей статьи права направления в комиссию заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
2) обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи обязательного обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с правилом определения порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи;
3) регламентацию требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи порядка участия в публичных слушаниях по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка граждан, проживающим в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение, а также правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
4) установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил оповещения комиссией о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заинтересованных правообладателей земельных участков, заинтересованных правообладателей объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение (с обозначением максимального срока оповещения в 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования);
5) определение в ч. 5 настоящей статьи права участников публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представлять в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний;
6) обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи обязательного порядка опубликования и размещения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса);
7) регламентацию требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи максимального срока (1 месяц) проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
8) установление в нормах ч. 8 анализируемой статьи порядка подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направления их главе местной администрации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
9) определение в ч. 9 настоящей статьи порядка принятия главой местной администрации в течение трех дней решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании рекомендаций комиссии (с обязательным опубликованием принятого решения и размещением его на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет);
10) обозначение в нормах ч. 10 комментируемой статьи порядка оплаты расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (оплачивает заинтересованное в предоставлении такого разрешения лицо);
11) регламентацию требованиями ч. 11 рассматриваемой статьи порядка принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования без проведения публичных слушаний, если такой вид включен в градостроительный регламент в установленном порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
12) установление в нормах ч. 12 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица на судебное оспаривание решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

2. Говоря о конституционно-правовом содержании норм комментируемой статьи, следует обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О. В этом Определении, в частности, указано, что, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу ст. 3 Конституции России и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, комментируемый Кодекс предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (ст. ст. 24, 28, 31, 39, 40 и 46).
Комментируемые нормы Кодекса (в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О), регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан.
Таким образом, соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке (см. п. 12 ст. 39 и п. 7 ст. 40 Кодекса). Такое положение призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учитывать мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.