Комментарий к СТ 26 ГрК РФ

Статья 26 ГрК РФ. Реализация документов территориального планирования

1. Содержание комментируемой статьи полностью изменено согласно п. 23 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, целью принятия которого стала оптимизация процедур по территориальному планированию, предусматривающая значительное упрощение таких действий, для обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок. Также полностью изменены содержание ст. ст. 19, 23 и ряд других норм, касающихся территориального планирования, в том числе во вновь обозначенной ст. 57.1 Кодекса регламентированы общие правила функционирования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ законодатель также обязал разместить до 1 сентября 2011 г. на соответствующих официальных сайтах в сети Интернет схемы территориального планирования и генеральные планы, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов. При этом указанные проекты документов территориального планирования муниципальных образований и материалы по обоснованию этих проектов, а также документы территориального планирования муниципальных образований должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового механизма реализации документов территориального планирования, к которым относятся:
- определение трех видов мероприятий по реализации документов территориального планирования (пределов регулирования утвержденными нормами территориального планирования сферы градостроительной деятельности);
- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ;
- обозначение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ;
- регламентация четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;
- определение четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района;
- установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа);
- обозначение двухмесячного срока приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения;
- регламентация порядка внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.
Как обозначил законодатель в ч. 1 рассматриваемой статьи, реализацией документов территориального планирования считается проведение мероприятий трех видов:
1) по подготовке и утверждению документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ (см. правила ЗК РФ, Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ), решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) по созданию (вводу в эксплуатацию) объектов федерального, регионального и местного значения на основании документации по планировке территории.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ч. 13 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ до 1 января 2013 г. резервирование земель допускается в утвержденных в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

2. Рассматриваемые нормы определяют установление четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, а именно:
- программы, утвержденные Правительством РФ и реализуемые за счет средств федерального бюджета;
- нормативные правовые акты Правительства РФ;
- решения главных распорядителей средств федерального бюджета (в установленном Правительством РФ порядке);
- инвестиционные программы субъектов естественных монополий (об основах правового регулирования программ субъектов естественных монополий см. положения Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях").

3. В правилах комментируемой части законодатель установил четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования субъектов РФ, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).

4. Комментируемая часть включает четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования муниципального района, которые различаются от четырех видов документов, содержащих мероприятия по реализации схемы территориального планирования РФ, только статусом этих документов и видом бюджета (см. ч. 2 настоящей статьи).

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлены аналогичные (см. ч. ч. 2 - 5 настоящей статьи) четыре вида документов, содержащих мероприятия по реализации генерального плана поселения (городского округа).

6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил двухмесячный срок приведения действующих программ и решений в соответствие утвержденным документам территориального планирования, если такими программами (решениями) предусмотрено создание объектов федерального, регионального и местного значения.

7. Рассматриваемые нормы определяют порядок внесения изменений в программы (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов с указанием его максимального пятимесячного срока.