Статья 16 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации

СТ 16 ГрК РФ.

1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части их соответствия положениям утвержденных документов территориального планирования Российской Федерации, в том числе в части учета планируемого размещения объектов федерального значения. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории, в отношении которой подготовлен такой проект, находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории этого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2.1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектами Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен указанный проект, в целях соблюдения интересов такого субъекта Российской Федерации при установлении на его территории зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, а также при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории этого субъекта Российской Федерации. Предусмотренное настоящей частью согласование проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации не требуется между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен этот проект.

3. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.

5.1. Изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в части вопросов, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления, в следующих случаях:

1) внесение изменений, предусмотренных частью 7 статьи 26 настоящего Кодекса;

2) внесение изменений в части реконструкции объектов капитального строительства регионального значения, размещение которых предусмотрено утвержденной схемой территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) внесение изменений в части приведения утвержденной схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или утвержденной схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации.

5.2. В случаях, не предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи, изменения в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, изменения в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации и материалам по его обоснованию, проекту документа о внесении изменений в утвержденную схему территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.

6. Заключения на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с такими проектами или несогласии с такими проектами с обоснованием принятого решения.

7. После истечения сроков, указанных в частях 5 - 5.2 настоящей статьи и установленных для согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или вносимых в нее изменений, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимых в нее изменений, подготовка заключений на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не осуществляется, проект соответствующей схемы территориального планирования считается согласованным с органами, предусмотренными частями 1 - 3 настоящей статьи.

8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями, проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или вносимыми в нее изменениями с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования соответственно указанных проектов и изменений принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае подготовки схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о подготовке проекта такой схемы:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленные для утверждения соответственно проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации с внесенными в него изменениями, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или из проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, вправе принять решение об утверждении указанной схемы или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку, а в случае, предусмотренном частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, направить проект указанной схемы для утверждения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, либо на доработку. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 16 Градостроительного кодекса РФ

1. Процедура согласования различного вида документации, определяющей планируемые места размещения объектов, является достаточно разработанной и часто используемой законодательством Российской Федерации. Например, согласно ст.65 ЛК РФ, места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. В ЗК РФ достаточно подробно регламентируется процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (ст.30) и т.д.

Комментируемая статья посвящена одной из разновидностей данной процедуры, но только более стратегического (чем в ЛК РФ и ЗК РФ) масштаба. Как и в случаях согласования федерального проекта схемы территориального планирования, перечень оснований для согласований проекта схемы территориального планирования субъекта РФ достаточно четко локализован, однако в отличие от согласования федеральной схемы, субъекту РФ предписывается проводить данную процедуру с большим количеством органов публичной власти.

а) согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти производится в случае, если положения проекта региональной схемы изменяют границы земель лесного фонда (согласно ст.19 ЛК РФ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности), границ земель обороны и безопасности и т.д. При этом следует определить такой уполномоченный федеральный орган (явно это будет не Правительство РФ), который будет согласовывать данные документы. Таким органом могло бы явиться министерство регионального развития (в ч.1 комментируемой статьи «уполномоченный орган» указан в единственном числе).

б) проект схемы территориального планирования субъекта РФ подлежит согласованию с соседними субъектами РФ в случае и в части, если планируемое размещение объектов регионального значения, а также зон с особыми условиями использования территории способно оказать негативное воздействие на окружающую среду соседних субъектов РФ. Критерием потенциально возможного негативного воздействия на окружающую среду является заключение государственной экологической экспертизы (с 1 января 2007 г. – заключение государственной экспертизы проектной документации – ст. 49 ГрК РФ).

в) проект схемы территориального планирования направляется для согласования только в те муниципальные образования, интересы которых могут быть в дальнейшем затронуты реализацией данной схемы. При анализе ч.3 следует обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, процедура разграничения публичной собственности на землю, производимая в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и направленная на закрепление в федеральной, региональной и муниципальной собственности земельных участков, далека от завершения. В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2004 г.), до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Однако из данной нормы не следует, что такие не разграниченные публичные земли являются муниципальной собственностью. Следовательно, предусмотренные ч.3 комментируемой статьи планируемые субъектом РФ изменения границ муниципальной собственности на землю рассчитаны на период времени, когда будет завершена процедура разграничения государственной собственности на землю. На момент опубликования ГрК РФ запланировать в проекте схемы субъекта РФ изменение границ муниципальных земель не представлялось возможным ввиду отсутствия таковых.

Во-вторых, предполагается рассмотрение предложений, содержащихся в проекте схемы субъекта РФ, на предмет их соответствия документам территориального планирования муниципальных образований, а также правилам землепользования и застройки. При этом проблема заключается в том, что разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований должна предшествовать разработке проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, что маловероятно.

2. Как и в случае с процедурой согласования схемы территориального планирования РФ, комментируемая статья предусматривает ряд процедурных гарантий получения согласования проекта схемы, позволяющих избежать ее саботажа со стороны отдельных должностных лиц (ч.5). В течении трех месяцев уполномоченные органы обязаны провести экспертную оценку положений схемы территориального планирования субъекта РФ и отразить в заключении свое согласие или несогласие с таким проектом, приложив соответствующее обоснование. Отсутствие в указанный срок заключения позволяет считать схему согласованной.

Мотивированное не согласие РФ, соседних субъектов РФ или муниципальных образований с проектом схемы означает обязанность субъекта РФ создать согласительную комиссию из представителей администрации (правительства) субъекта РФ и несогласных с проектом схемы участников согласительных процедур. В случае, если по итогам работы согласительной комиссии стороны не пришли к единому мнению, подготавливаются материалы в текстовой и графической форме по несогласованным вопросам.

Как следует из ч.11 комментируемой статьи, высший исполнительный орган субъекта РФ, принимая решение об утверждении проекта схемы, юридически не обязан отклонить схему в связи с наличием оставшихся несогласованными в ходе работы согласительной комиссии вопросов. Однако даже в этом случае наиболее целесообразным является продолжение работы согласительной комиссии в соответствии с планом согласований (ч.10) для последующего внесения изменений в схему территориального планирования.

Второй комментарий к статье 16 ГрК РФ

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил особенности правового механизма процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, которыми представляются:
- установление двух категорий вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ;
- определение целей и условий согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы;
- обозначение двух вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения;
- запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных, вопросам;
- установление максимального срока согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования);
- обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения;
- обозначение процедуры молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ;
- установление порядка образования и срока работы согласительной комиссии;
- обозначение двух документов о результатах работы согласительной комиссии;
- определение содержания результатов работы согласительной комиссии;
- установление порядка принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку;
- обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.
Требованиями ч. 1 комментируемой статьи законодатель установил две категории вопросов, подлежащих согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с федеральным органом исполнительной власти. Во-первых, процедура согласования обязательна, если на территории такого субъекта РФ находятся особо охраняемые природные территории федерального значения. Во-вторых, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Согласованию на федеральном уровне подлежат вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных объектов, являющихся федеральной собственностью.

2. Рассматриваемые нормы ч. 2 определяют цель (соблюдение интересов) и два условия согласования с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу с субъектом РФ, обеспечившим подготовку проекта такой схемы.
Условиями проведения такой процедуры согласования законодатель определил:
- установление на территориях соседних регионов зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения;
- размещение объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов РФ.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил два вопроса согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения. Такими вопросами, как и в процедуре согласования проекта схемы территориального планирования РФ, в порядке ст. 12 Кодекса обозначены аспекты возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, а также возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Комментируемая часть включает запрет на проведение процедуры согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ по иным, кроме установленных в ч. ч. 1 - 3, вопросам. Нормы ч. ч. 1 - 3 содержат исчерпывающий перечень вопросов согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен максимальный срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ (три месяца со дня поступления уведомления в заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления об обеспечении доступа к такому проекту в информационной системе территориального планирования).

6. Положениями комментируемой части статьи законодатель обозначил обязанность заинтересованных органов представить заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ, с согласием или несогласием с таким проектом с обоснованием принятого решения.

7. Рассматриваемые нормы определяют процедуру молчаливого согласия при непоступлении в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ от заинтересованных органов в установленный срок (три месяца со дня поступления уведомления в порядке ч. 5 настоящей статьи) заключения на проект схемы территориального планирования субъекта РФ.

8. В правилах комментируемой части законодатель установил основы порядка образования и срока работы согласительной комиссии, которые включают:
- условие поступления от одного или нескольких заинтересованных органов, указанных в ч. ч. 1 - 3 настоящей статьи, заключений, с положениями о несогласии с проектом схемы территориального планирования субъекта РФ с обоснованием принятого решения;
- принятие решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования (см. ч. 5 настоящей статьи) о создании согласительной комиссии;
- определение максимального срока работы согласительной комиссии по одному проекту (три месяца).

9. Комментируемая часть включает два документа о результатах работы согласительной комиссии, аналогично работе такой комиссии по проекту схемы территориального планирования РФ в порядке ч. 12 ст. 12 Кодекса.

10. В соответствии с ч. 10 рассматриваемой статьи установлено возможное содержание результатов работы согласительной комиссии, включающее, во-первых, предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта РФ материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования), во-вторых, план согласования обязательных вопросов (только указанных в п. 1 настоящей статьи) после утверждения схемы территориального планирования РФ путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений, т.е. законодатель определил приоритет комментируемого согласования для вопросов федерального значения.

11. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок принятия решения об утверждении схемы территориального планирования субъекта РФ или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта РФ и о направлении его на доработку, который включает право принять два вида такого решения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

12. Рассматриваемые нормы определяют обязанность установления Правительством РФ порядка согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, а также состава и порядка работы согласительной комиссии.
В данной связи отметим, что Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Комментируемая компетенция Правительства РФ реализует общие нормы о полномочиях ч. 8 ст. 6, а также положения п. 4 ч. 5 ст. 57.1 Кодекса о федеральной государственной информационной системе территориального планирования.