Статья 56. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

СТ 56 ГрК РФ.

1. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

2. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

3. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

4. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий;

ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

з) о геодезических и картографических материалах;

и) о создании искусственного земельного участка;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы.

5. Дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются копии следующих документов и карт (схем):

1) градостроительный план земельного участка;

2) результаты инженерных изысканий;

3) сведения о площади, о высоте и количестве этажей объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, разделы проектной документации, предусмотренные пунктами 2, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

3.1) предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздел проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренное пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения, выданные в отношении указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, об их соответствии предмету охраны исторического поселения и установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства);

4) документы, подтверждающие соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;

5) заключение государственной экспертизы проектной документации;

6) разрешение на строительство;

6.1) решение уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" о прекращении действия разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство;

7) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

8) решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;

9) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

9.1) заключение органа государственного строительного надзора;

9.2) акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта;

10) акт приемки объекта капитального строительства;

11) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

12) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка;

13) иные документы и материалы.

6. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке и выданные до введения в действие настоящего Кодекса технические паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на данном земельном участке.

7. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации.

8. Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Комментарий к Ст. 56 Градостроительного кодекса РФ

1. Как отмечалось в Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г., п.4.4), одной из основных задач перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий является создание системы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Она базируется на использовании современных информационных средств и технологий; формировании банков данных о градостроительной деятельности, градостроительных и территориальных кадастрах; разработке и функционировании единой (согласованной) системы показателей (индикаторов) городского, жилищного, социального, коммунального, транспортного, территориального развития и экологической безопасности и их мониторинга.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-Ф3 «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. от 10 января 2003 г.) понимает под информацией сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В случае если данные сведения закреплены на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать (о чем и идет речь в ч.1 комментируемой статьи), то такая информация называется документированной. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы, которые могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления, что позволяет рассматривать соответствующие информационные ресурсы в качестве муниципальных.

Поэтому нельзя в полной мере идентифицировать принятые в градостроительной практике понятия «информация» и «информационные ресурсы». Информационные ресурсы являются более узким, специальным термином, в то время как термином «информация» могут быть описаны произвольные сведения. Информационные ресурсы - совокупность документов, сведений и материалов о территориях муниципальных образований, внесенных в соответствующие регистры, реестры и каталоги, образующие банк градостроительной информации. Кроме того, в информационных системах содержится как правило выборочные информационные ресурсы, в которых сосредоточен основной массив юридически значимой градостроительной информации

2. Градостроительная деятельность в современных условиях сопряжена с наличием больших объемов разнородной информации, что обуславливает необходимость ее упорядочивания для более эффективного использования в целях повышения управляемости процессов территориального развития. В современной социально-экономической ситуации результаты градостроительной деятельности во многом обусловлены внедрением информационных систем. Значение и роль информационных систем объясняются, прежде всего, двумя обстоятельствами.

Во-первых, меняется отношение к информационному обеспечению градостроительной деятельности: задачи государственного регулирования градостроительной деятельности требуют того, чтобы информация и ее производные перестали восприниматься как второстепенные, вспомогательные элементы проектного процесса. Во-вторых, с учетом того, что градостроительная деятельность системна (представляет собой неделимую целостную систему, включающие компоненты градостроительного планирования, зонирования, проектирования), невозможно вести речь об информационных системах как исключительно вспомогательного средства проектной деятельности. В информационных системах присутствуют различные компоненты, наиболее важным среди которых является информация. В системе экономических отношений информация выступает двояко: как ресурс и как результат экономических отношений субъектов рынка.

Задачи формирования информационных систем в деятельности, связанной с управлением развитием территории, неотъемлемы от учета специфических особенностей градостроительной информации. Одной из таких особенностей являются требования, предъявляемые к качеству информации.

Высокие требования к качеству обусловлены высокой стоимостью информации. Кроме того, качество информации повышает ее потребительские свойства, т.е. способность информации соответствовать требованиям потребителя. Эта способность выражается, в свою очередь, полезностью информации.

Полезность информации раскрывается совокупностью следующих показателей: полноты, точности, своевременности, актуальности, содержательности, гибкости, краткости, доступности, репрезентативности, достоверности, достаточности, устойчивости (универсальности). Данные параметры качества информации способны с различной степенью эффективности оказывать влияние на содержание профессиональной деятельности. В градостроительной деятельности такие параметры качества информации как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность и устойчивость являются системными, поскольку они идентифицируют специфику деятельности. Эти параметры являются основополагающими и определяются на методическом уровне формирования информационных систем. Они диктуют структурную организацию других параметров.

Другая группа параметров: актуальность, своевременность, точность и достоверность - позволяет позиционировать на рынке конкретный, отдельно взятый объект деятельности. Совокупностью этих параметров обеспечивается логическое развитие системной группы параметров. Функциональные особенности и изменения направленности деятельности мгновенно отражаются на содержании информации этой группы.

Требования, описываемые вышеперечисленными положениями, необходимо учитывать при формировании информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Эти требования служат основой классификации информации, используемой в системе градостроительной деятельности. С учетом особенностей объекта градостроительной деятельности, раскрываемых в ГрК РФ и, в частности, специфики управленческой (регулирующей) ее составляющей, при классификации информации выделяются следующие признаки и устанавливаются соответствующие им типы градостроительной информации.

Градостроительная информация в зависимости от преобладающей функции управления классифицируется в две группы.

В первую группу входит информация, объединенная по признаку иерархии уровней управления. Система управления традиционно представлена тремя уровнями, различающимися степенью и важностью принятия решения. Верхнему уровню соответствует институциональная (стратегическая) информация, второму уровню - тактическая, а третьему - оперативная. Такой способ группировки информации позволяет значительно повысить эффективность ее использования, оптимизируя потоки и обращение. Вторая группа управленческой градостроительной информации дифференцируется по признаку востребованности в процессе управления и включает в себя три вида информации: директивную, аналитическую и обеспечивающую. Эти виды различаются назначением информации.

Наряду с классификацией, построенной с учетом управленческой составляющей градостроительной деятельности, в процессе создания информационных систем используется определение видов информации в соответствии с их правовым значением. Данная классификация возникает в связи с тем, что градостроительная информация представляет собой неоднозначное правовое явление. Таким образом, классификацию разновидностей градостроительной информации можно провести по нескольким критериям.

3. Субъекты градостроительной деятельности обязаны своевременно предоставлять указанную в законе полную и достоверную информацию специально уполномоченным должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления о проектируемых объектах, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такая информация должна содержать градостроительное обоснование размещения объекта с приложением графических материалов (генеральный план объекта), заверенных органом архитектуры и градостроительства, а также основные технические показатели планов строительства и другие необходимые данные. Органы государственной власти и местного самоуправления вправе требовать своевременного предоставления такой информации и применять меры принуждения к правонарушителям.

В свою очередь, сами органы государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством, обязаны предоставлять гражданам и юридическим лицам информацию о градостроительной деятельности. На территории субъектов РФ и муниципальных образований указанный порядок предусматривает информирование граждан для участия их в обсуждении следующей градостроительной документации: генеральных планов городских округов и поселений; проектов черты городских и сельских населенных пунктов; схем зонирования территорий муниципальных образований для осуществления градостроительной деятельности; проектов планировки отдельных частей территорий муниципальных образований; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры территорий; проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, функционирование которых может повлечь неблагоприятные экологические либо иные последствия, а также социально значимых объектов.

По критерию ограниченности доступа можно различать градостроительную информацию, составляющую государственную тайну, либо не составляющую таковой. Государственную тайну градостроительная информация может составлять в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом. Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Таким образом, градостроительная информация - это совокупность сведений в письменной, графической, электронной или иной материальной форме о состоянии среды жизнедеятельности в муниципальных образованиях, ее предполагаемых изменениях, в том числе сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования и зонирования территорий, определения параметров и видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

4. Информационные ресурсы формируются на основе информации, поступающей в систему. Источники поступления информации могут быть различными. В зависимости от вида источников, информация в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности подразделяется на две группы.

Выделяется группа внешней информации (статистическая, картографическая, предпроектная, проектная). Эта группа информации структурируется по следующим направлениям: информация о территории, о населении, о расселении, об экономике, о природных ресурсах, об инфраструктуре.

Территориальная информация представлена в двух подвидах: картографическом и землеустроительном, в т.ч. картами общего назначения (административные и топографические с экспликацией всех единиц административно-территориального деления); планами землеустройства с указанием площади территории и координат границ всех территориальных образований; адресными данными и размерами земельных участков хозяйственных объектов разного функционального назначения.

Информация о населении представлена также в двух подвидах: городское население и сельское. Исходные данные содержат следующие сведения: современная численность городского населения (по данным очередной переписи населения) и перспективная численность населения на проектной стадии в соответствии с прогнозными разработками соответствующих организаций.

Информация о расселении населения содержит сведения: о перспективных границах и площади агломерации, классификации городских и сельских населенных пунктов по степени интенсивности хозяйственного освоения территории (средней этажности, плотности жилого фонда, доли промышленной и жилой застройки и т.п.); адресные данные, наименования, административно-правовой статус и характеристику установленных режимов использования территории всех выделенных в пределах муниципального района или городского округа особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.

Экономическая информация образует подвиды: размещаемые (развиваемые) хозяйственные функции, потребность различных хозяйственных функций в кадровом и информационном обеспечении, особые требования к размещению различных хозяйственных функций: современная и перспективная номенклатура всех хозяйственных объектов на территории, с указанием их функциональной специализации по отраслям, удельные показатели (на одного работающего или на единицу продукции) потребности в природных ресурсах хозяйственных объектов различного функционального назначения, перечень хозяйственных объектов различной специализации, относящихся к разным категориям по санитарно-эпидемиологическим критериям, водоемкости и т.п.

Экологическая информация включает три подвида: состояние водного и воздушного бассейнов; состояние особо охраняемых природных территорий; состояние почв, растительного и животного мира.

Информация об уровне обеспеченности природными ресурсами разделяется по двум критериям: территориальные ресурсы и водные ресурсы (суммарная площадь резервных территорий, благоприятных для разных видов строительного освоения (включая уплотнение существующей застройки), с указанием их общих инженерно-экологических, гидрогеологических, почвенных и иных природных характеристик; резервы потребления водных ресурсов, пригодных для водопотребления с указанием источников их привлечения.

Информация об уровне развитости инфраструктуры включает в себя три подвида, образованные по критерию развитости транспортной инфраструктуры, инженерных сетей и сооружений, социальной инфраструктуры (протяженность и технические категории всех типов внегородских транспортных коммуникаций; резервы пропускной способности проектируемых транспортных сетей и сооружений, которые могут быть использованы для обслуживания прилегающих территорий, параметры средневзвешенной транспортной доступности урбанизированных территорий; протяженность и технические категории всех типов внегородских сетей, их фактические размеры и имеющиеся резервы мощности; фактические параметры использования объектов, а также имеющиеся и проектируемые резервы емкости учреждений обслуживания).

Наряду с внешней информацией, в информационной системе существует группа внутренней информации. В этой группе информации выделяются две подгруппы. В первой подгруппе внутренней информации - служебной - содержится обеспечение справочно-методического аппарата информационной системы, номенклатура и фактические значения расчетных параметров. Информация, включаемая в эту подгруппу, частично заносится в систему автоматически, синхронно, в составе градостроительной документации, а частью формируется соответствующими службами в рамках текущей работы. Вторая подгруппа внутренней информации - производственная - предназначена для непосредственного осуществления целенаправленных управленческих воздействий на территорию.

Внешняя информация в результате ее пополнения образует базы данных информационной системы. Внутренняя информация образуется в результате обработки первичной информации. Информация обоих видов в равной степени необходима для обеспечения градостроительной деятельности.

5. Процесс градостроительной деятельности невозможно рассматривать изолированно от системы управления развитием территории. Взаимодействие этих крупных компонентов средовой деятельности обеспечивают информационные системы. Активное вовлечение информационных систем в процесс формирования градостроительных объектов различного вида и масштаба является дополнительной гарантией того, что проектные решения реализуются в полном соответствии с существующими разработками, с минимальным отличием (отклонением) реального развития объектов от проектного (планируемого) состояния. Использование информационных систем позволяет преодолеть несоответствия по функциональным, планировочным (количественным и качественным) показателям и косвенным образом воздействовать на структурную организацию градостроительной деятельности, благодаря оценке объективных демографических, экономических, экологических и социальных процессов, учету взаимодействия направлений социально-экономического и градостроительного развития территории, а также реальной динамики и структуры инвестиционных и территориальных ресурсов.

Внедрение информационных систем способствует решению целого комплекса проблем, возникающих в процессе создания градостроительной документации: достижения относительно высокой эффективности использования застроенных территорий и подлежащих освоению территорий; пропорционального развития территории селитебной и нежилой застройки; оптимизации мероприятий по улучшению экологического состояния урбанизированных территорий; улучшения комплексных показателей средовой организации центрального городского ядра (в том числе заметных потерь культурного наследия); обеспеченности селитебных территорий инфраструктурой и, как результат, высокой стоимости расходов на достижение нормативных показателей, снижения затратной составляющей; соответствия качества вновь организуемой и реконструированной среды количественным показателям застройки; обоснованного изменения численности населения муниципального образования, а также количества индустриальных объектов и форм их перспективного функционирования.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сопровождают всю последовательность операций, возникающих в процессе градостроительства: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование и строительство. Результаты каждой из таких операций фиксируется в соответствующих видах документации. Обязательным условием разработки градостроительной документации является внесение элементов, посредством которых достигается более высокая управляемость. Управление развитием территории, таким образом, следует рассматривать как информационный процесс.

Информационная сущность управления развитием территории влечет за собой корректировку сложившейся системы обеспечения градостроительной деятельности. Специфика современной градостроительной деятельности требует постоянного совершенствования методов разработки градостроительной документации. В качестве одного из аспектов этого процесса рассматривается информационное обеспечение градостроительства. Таким образом разработки, посвященные вопросам внедрения информационных систем в градостроительство, выделились в самостоятельное направление градостроительной деятельности.

Специфика современного этапа градостроительства заключается в наличии, постоянном усложнении и изменении информационной составляющей в градостроительных решениях. Этим и определяются характерные особенности процесса градостроительной деятельности в современных условиях.

Градостроительная деятельность, включающая планирование, зонирование, планировку, проектирование, рассматривается как процесс преобразования исходной территориальной информации в прогнозную. В этом процессе выявляются две относительно обособленные стадии.

На первой стадии происходит изучение и оценка проектируемого объекта, его особенностей, уровня и потенциала развития элементов хозяйственного комплекса и расселения. Вторая стадия характеризуется разработкой проектной модели организации территории на основе преобразования исходной информации. Результаты каждой стадии фиксируются с помощью графических документов, иллюстрирующих современное землепользование (опорный план), результаты комплексной оценки территории для целей градостроительного и экономического развития, проектные предложения с выделением первоочередных мероприятий.

В основе этих разработок лежит следующая логическая последовательность: изучение - оценка - предложение. Она формирует основу методологии любого проектного цикла, независимо от вида, назначения, величины и масштабного уровня изображения территориального объекта. Этап предпроектных исследований включает в себя операции изучения информации и ее оценки. На этапе разработки проектного решения осуществляются вариантные проектные разработки (с использованием методов моделирования) и выбор оптимального варианта.

На объектном уровне градостроительного проектирования ограничительная информация, как правило, незначительна. Она излагается на более высоких уровнях проектирования и отражена в границах регулирования застройки. На объектном уровне комплексная оценка хотя и производится, но организационно не выделена и не фиксируется в специальном документе. Информация, необходимая для выполнения разработок этого этапа, содержится в опорном плане, показана на схеме инженерно-геологических условий, изложена в архитектурно-планировочном задании и разрешительной документации.

6. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности предусматривает, что информационные ресурсы, полученные на основе внешней и внутренней информации, следует дифференцировать в различные информационные блоки: блок документации территориального планирования; блок документации градостроительного зонирования (проекты территориального зонирования и сведения о градостроительных регламентах и ограничениях территориальных зон; правила землепользования и застройки муниципальных образований); блок документации планировки; блок архитектурно-строительной документации; блок нормативных актов органов публичной власти о территориях и землях в части управления градостроительной деятельностью; блок прочей документации, необходимой для ведения градостроительной деятельности.

Информационные ресурсы так же могут включать в себя: топографо-геодезические и картографические материалы; сведения об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмическом, гидрологическом состоянии территории; объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройстве территории; развитии и изменении состояния территорий муниципальных образований и их застройки; мониторинге объектов градостроительной деятельности. Одной их важных операций в системе ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является учет полученных и внесенных сведений. Порядок учета осуществляется в согласовании с основными направлениями проводимой градостроительной политики и в соответствии с основными положениями ГрК РФ. Учету в информационных системах подлежат дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.

Дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, указанные в ч.5 комментируемой статьи, представляют собой результат процесса описания конкретного участка территории, включающего требуемые документы и материалы. Дела формируют отдельный блок банка данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках представляют собой комплект документов, составленных в графической и текстовой формах, идентифицированных по информационному составу. Дела состоят из двух групп документов, соответствующих структурной организации внутренней информации.

Подгруппа градостроительной (планировочной) информации содержит данные профессионального порядка (градостроительный план земельного участка; схемы, отображающие расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка) и соответствует общеинформационной части дела. Документы, образующие информационно-правовую часть дела, содержат документальное описание процесса формирования и реализации градостроительной документации в соответствии с особенностями освоения, реконструкции территории (правоустанавливающие акты; решение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; акт приемки объекта капитального строительства; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.п.).

Дела интегрирует в себе основные количественные и качественные характеристики, необходимые для обеспечения градорегулирования. Документальное закрепление изменений придает системе регулирования реальный осязаемый характер. Действующая информационная система позволяет регулировать процесс освоения и реконструкции территории в режиме реального времени. В этом смысле качественные характеристики, которыми наделяются территории в правовых планах зонирования, становятся подконтрольными. Их наличие, а также изменение их параметров синхронно отражается в информационной системе.

Информационная система таким образом выступает средством регулирования заданных характеристик системы и реального ее функционирования. Это позволяет нейтрализовать большое число конфликтных ситуаций, крупных экономических и экологических потерь, а также повышает доверие населения к деятельности органов публичной власти. Процедура учета (внутрисистемного регистрации) информации в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности заключается в придании информации соответствующего статуса посредством занесения ее в реестры и регистры.

В информационной системе муниципальных образований в соответствии с массивами используемых в градостроительной деятельности документов формируются и ведутся регистры, реестры и каталоги.

Регистр, реестр, каталог - создаваемая информационной системой учетно-регистрирующая система для документальной фиксации градостроительной документации, объектов градостроительной деятельности, учетных единиц кадастра, топографо-геодезических и картографических материалов, градостроительных регламентов, ограничений и сервитутов. В их состав входят регистры: исходно-разрешительной документации для строительства; утвержденной и согласованной градостроительной и проектной документации; строящихся объектов жилого назначения, объектов производственного назначения, объектов гражданского назначения; топографо-геодезических и картографических материалов государственного картографо-геодезического фонда субъекта Российской Федерации.

Формируется и ведется каталог сведений и материалов о территориях субъектов РФ, их муниципальных образованиях и населенных пунктах, используемых в градостроительной деятельности документов, а также сведений отраслевых кадастров и информационных систем.

В информационной системе муниципальных образований ведется реестр градостроительных регламентов, ограничений и сервитутов, содержащий сведения о существующих и прекративших свое существование градостроительных объектах, в том числе о территориальных зонах с действующими в их пределах градостроительными регламентами и ограничениями; зонах градостроительной ценности территории (территориальных зонах дифференциации по градостроительным показателям) и соответствующих им коэффициентах.

7. Предусмотренные комментируемой главой нормы об информационном обеспечении градостроительной деятельности необходимо рассматривать в контексте положений иных федеральных законов, поскольку не вызывает сомнений, например, единая юридическая природа информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и существующих отраслевых природоресурсовых кадастров. Так, Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ред. от 22 августа 2004 г.) понимает под таковым «систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов».

При рассмотрении данного определения в контексте ч.1 комментируемой статьи виден ряд общих задач в части получения и обобщения сведений об объектах недвижимости. Однако, несмотря на то, что в обеих кадастровых (информационных) системах содержаться на первый взгляд похожие сведения (о земельных участках, территориальных зонах, объектах недвижимости), кардинально различается характер использования соответствующих видов информации. Например, земельный кадастр не нацелен на проведение каких-либо прогнозов социально-экономического либо иного развития (то есть ведет статический учет земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости), в то время как без этой задачи во многом теряет смысл существования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (в плане отслеживания динамики изменений). Кроме того, государственный земельный кадастр ведет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (федеральный государственный орган), а информационные системы обеспечения градостроительной деятельности ведутся органами местного самоуправления.

Сопоставление норм ГрК РФ и вышеуказанного федерального закона приводит к выводу о том, что на каждый земельный участок заводится кадастровое дело и дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке. Состав документов в каждом деле не одинаков. В кадастровом деле находится совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке является более сложным и включает множество разноплановых документов (ч.5 комментируемой статьи).

Как следует из ч.7 комментируемой статьи, сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности систематизируются в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации. Как следует из ст.18 вышеупомянутого Федерального закона «О государственном земельном кадастре», кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале и является, таким образом, уникальным, не повторяющимся на территории России номером, индивидуализирующим земельный участок и объекты недвижимости на нем. Схема расположения кадастровых округов и перечень наименований и номеров кадастровых округов утверждены Приказом Росземкадастра от 14 мая 2001 г. № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации».

8. Как следует из ст.5 Вводного закона, в целях создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, подлежат передаче в органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 года. До 1 июля 2006 года в состав государственного градостроительного кадастра должны включаться утверждаемые в соответствии со старым Градостроительным кодексом РФ документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, иные документы и сведения, а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках, содержащие в обязательном порядке все разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства документы и карты (схемы).

Органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 года проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Другой комментарий к Статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации