Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

СТ 48 ГрК РФ.

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

5.1. В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

5.2. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

10.1. Требования частей 7-10 настоящей статьи не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

11.2) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.

15. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 48 Градостроительного кодекса РФ

1. Архитектурно-строительное проектирование является стадией процесса строительства (реконструкции) объекта. Именно проектная документация, которая состоит из текстовой и графической (схемы) частей, показывает все необходимые параметры возводимого объекта, а также отражает учет заказчиком экологических, противопожарных и иных требований, определяющих последующую безопасную эксплуатацию возводимого (реконструируемого) объекта.

Комментируемая статья регулирует градостроительно-правовой (публичный) аспект разработки проектной документации. Отношения же между лицом, разрабатывающим проектную документацию и ее заказчиком регламентируются ГК РФ. Данные отношения регулируются договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст.758 ГК РФ).

Сфера действия архитектурно-строительного проектирования указана ч.1 комментируемой статьи. Разработка проектной документации необходима для строительства зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства (кроме временных построек, киосков, навесов и т.д.), строительству и реконструкции их частей в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также их капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В иных случаях проектная документация не разрабатывается.

Характерно, что разработка проектной документации не требуется для индивидуального жилищного строительства (ч.3), в связи с чем, не проводится и государственная экспертиза такой проектной документации (ч.2 ст.49 ГрК РФ). Между тем, для осуществления индивидуального жилищного строительства необходимо получение разрешения на строительство (ч.19 ст.51 ГрК РФ) и, как следует из ч.2 ст.55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Мы полагаем такую ситуацию не совсем логичной, поскольку, как следует из ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Однако если разработка проектной документации не является обязательной, то теряется и смысл ее проверки.

2. Согласно ч.1 ст.4 Вводного закона, до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Законом об архитектурной деятельности. Как следует из ст.3 данного Закона, архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства в соответствии с законодательством РФ.

Архитектурно-планировочное задание (далее – АПЗ) должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

В АПЗ формируются вопросы, которые необходимо решить посредством разработанного проекта. АПЗ выдается по заявке заказчика (застройщика) уполномоченным органом и утверждается руководителем данного органа. Принципиальное значение АПЗ заключается в том, чтобы очертить круг наиболее важных позиций и требований, которые необходимо соблюдать в процессе проектирования. Как правило, перечень этих вопросов затрагивает тот необходимый минимум проработок, без которых завершенный проект не будет полноценным. Структуру задания формируют титульный лист, на котором указываются наименование предполагаемого проекта, адрес его фактического размещения, данные о заказчике проекта и основания для проектирования (акт выбора площади, постановление администрации) с присвоением АПЗ порядкового номера (регистрируемого). Разделы: 1) планировочные (градостроительные) требования и ограничения; 2) архитектурные требования и ограничения; 3) благоустройство и инженерное оборудование; 4) особые условия (ограничения); 5) обязательные требования.

В разделе планировочных требований указываются позиции, которые в совокупности позволяют составить представление о том, какого рода градостроительные преобразования планируются на участке территории. Они оцениваются как качественными, так и количественными показателями. Среди качественных показателей выделяются требование обосновать выбор направления градостроительных изменений (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт), уточнить характер этих изменений (освоение подземного, надземного пространства, функциональную программу, структуру застройки) и определить общую градостроительную концепцию вновь формируемой застройки с учетом существующего окружения, описать общие планировочные приемы, обусловленные существующей ситуацией, дать оценку сложившейся застройки на участке с точки зрения целесообразности ее сохранения (ликвидации), определить возможность соблюдения (улучшения) санитарно-гигиенических условий в проектном решении. В этом же разделе устанавливается наличие разработанной планировочной документации (с указанием ее наименования, проектной организации, выполнившей проект, год выпуска), возможность использования ее при формировании нового проектного решения, а также необходимость дополнительной разработки предпроектных материалов.

В разделе архитектурных требований фиксируется функциональное назначение объекта проектирования, его вместимость и, исходя из этого, предложенные габариты здания (сооружения), согласующиеся с параметрами застройки, установленными в градостроительном плане земельного участка (предельная высота и размеры здания, а также отступы от прилегающих зданий).

В архитектурном разделе АПЗ не допускается указывать требования, ограничивающие права заказчика (застройщика) и ущемляющие авторские права разработчиков проекта. Исключение составляют требования технических регламентов (санитарно-эпидемиологических, экологических, требований пожарной и иной безопасности), а также результатов инженерных изысканий.

В разделе благоустройства и инженерного оборудования указываются тип дорог, тротуаров, площадок; требования к инженерной подготовке территории к поверхностному стоку, ландшафтной архитектуре, озеленению, малым архитектурным формам, ограждению, наружному электроосвещению и подключению к инженерным сетям. Правовым основанием для выдачи архитектором задания является наличие у заказчика документов, удостоверяющих его право собственности (право аренды) на земельный участок, либо разрешение собственника (государственного, муниципального, частного) на проектирование на этом участке.

3. На основании утвержденного архитектурно-планировочного задания осуществляется подготовка проектной документации. Для этого необходимо получение технических условий. Технические условия в совокупности задают режим проектного процесса, определяют параметры, в соответствии с которыми будет осуществляться разработка архитектурно-планировочного, конструктивного и объемно-пространственного решения здания (сооружения). Технические условия устанавливаются, как правило, в зависимости от величины проектируемого сооружения, его функционального назначения, специфики сложившейся градостроительной ситуации, а также от степени оснащенности конкретного земельного участка инженерными коммуникациями.

Перечень технических условий определяется на основании реально существующих инженерно-технических ресурсов сетей и коммуникаций, а также с учетом возможности их перспективного развития. Перечень технических условий формируется исходя из требований, определяемых соответствующими органами государственного власти и местного самоуправления. Существуют устоявшиеся подходы к определению технических условий, когда каждый из таких органов составляет собственный перечень, а затем в процессе работы специальных комиссий он корректируется. Сущность процедуры получения технических условий заказчиком (застройщиком) заключается в необходимости регламентации проектного процесса посредством определения соответствующих требований органами публичной власти.

Это позволяет на стадии, предваряющей проведение проектных разработок, уточнить реальные возможности инженерных сетей, тем самым внести соответствующие изменения в проект. Недостаточная осведомленность заказчика (застройщика) о технических возможностях, существующих на конкретном участке территории, не позволяет ему самостоятельно точно установить, какое из запроектированных им условий может быть реально выполнено. В наиболее общем виде технические характеристики инженерных сетей и сооружений выглядят следующим образом:

а) сети теплоснабжения (условия прокладки теплотрасс, методы прокладки, тип системы теплоснабжения, предельная температура в трубопроводе, количество и диаметр трубопроводов, материал труб, особые условия трассировки и строительства теплотрассы).
б)
в) сети газоснабжения (категория газопровода, рабочее давление в газопроводе, местоположение относительно поверхности земли, вид транспортируемого газа, ориентировочный диаметр газопровода, материал труб, тип и материал опор, стоек при подземной прокладке, особые условия трассировки и прокладки).
г)
д) линии электропередачи (тип линии для передачи электроэнергии, напряжение, способ прокладки кабельной линии, габаритные сооружения кабельной линии, особые условия трассировки и прокладки).
е)
ж) линии связи и радиовещания (метод прокладки линии связи, назначение, функция, количество кабелей, прокладка кабельных линий, потребность в специально отведенном земельном участке (охранной зоне) для линии связи, особые условия трассировки и прокладки).
з)
Наличие этих характеристик позволяет уточнить содержание технических условий. Они, как правило, включают в себя семь групп условий: водоснабжение (вода питьевая, вода техническая); канализация (хозбытовые стоки, производственные стоки); теплоснабжение (общее количество, в том числе на отопление, на горячее водоснабжение, на технический пар); газоснабжение, электроснабжение, телефонизация, радиофикация, а также указания на возможность и условие размещения предполагаемого объекта в структуре застройки с общими объектами инженерного обеспечения и коммуникациями, кооперация в процессе строительства объектов инженерного обеспечения и коммуникаций.

Совокупность технических условий не содержит в себе прямых запрещений относительно проектного решения, она позволяет нормализовать и упорядочить процесс проектирования. Каждое из обозначенных технических условий в отдельности необходимо учитывать при разработке архитектурного решения, конструктивной и объемно-планировочной схемы, инженерно-технического обеспечения объекта, а также при обосновании соответствующих инженерных мероприятий в рамках выполняемого проекта.

Технология разработки проектной документации включает последовательное, поэтапное выполнение определенного вида работ, различающихся между собой методами обработки информации и способами предоставления результатов проделанной работы. Таким образом, структура проектной документации сформирована тремя крупными блоками: 1) блок исходных данных (текстовых и графических материалов) для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включающих технические условия и инженерные изыскания, градостроительный план земельного участка; 2) блок проектных графических материалов, состоящий из двух частей: архитектурно-градостроительной и инженерно-технической; 3) блок экономических разработок.

В составе архитектурно-градостроительных материалов выделяются: схема планировочной организации земельного участка, выполняемая в соответствии с градостроительным планом земельного участка; архитектурные разработки, в том числе конструктивные и объемно-планировочные решения.

В составе инженерно-технического блока выделяются инженерные решения (инженерно-техническое оборудование, сети инженерно-технического обеспечения, мероприятия по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, по обеспечению доступа инвалидов к различным объектам (в случае подготовки соответствующей проектной документации).

Блок экономических разработок включает в себя проект организации строительства объектов капитального строительства, проекты организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, проектно-сметная документация объектов капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета.

Схема планировочной организации земельного участка представляет собой проектный документ, в котором фиксируется принятое градостроительное решение. Чертеж выполняется таким образом, чтобы он давал полное представление о том, каким образом предлагается осуществить планировочные преобразования территории, какие методы избраны для достижения полноценной, комфортной среды обитания, какие градостроительные принципы использованы для того, чтобы соблюдались технические регламенты в отношении объектов строительства.

4. Среди разделов проектной документации особым образом выделяется проект организации строительства объектов капитального строительства. Этот документ является определяющим, поскольку на следующем этапе инвестиционно-строительного процесса – выдаче решений на строительство – срок действия разрешений устанавливается на основании срока, соответствующего продолжительности процесса реализации проектного решения.

Проект организации строительства необходим в качестве структурного элемента проектной документации независимо от функционального назначения объектов капитального строительства, их величины и вместимости. Этот вид документации относиться к категории технологических проектов. Его разработка может осуществляться вне зависимости от типа исходных данных и существующих методов расчета. Основной принцип разработки проектно-технологической документации заключается в моделировании схемы организации строительного производства, определении набора параметров, влияющих на состояние процесса, выборе наиболее рационального варианта сочетания этих параметров. Технологическая документация позволяет обеспечить взаимодействие различных участников инвестиционно-строительного процесса: заказчиков, инвесторов, застройщиков. Она фиксирует наименование, объемы, технологическую последовательность операций, сроки их выполнения, а также условия их координации с работой различных технологических участников, выделяемых при обосновании схемы строительства, определяет этапность сборки (разборки) конструктивных элементов здания (сооружения), устройство инженерных сетей и систем, организацию перевода и складирования грузов, движение строительной техники.

Проект организации строительства (далее - ПОС) является одним из наиболее характерных видов проектно-технологической документации: он служит основой комплексного процесса проектирования и строительства. Согласно ПОС осуществляются все технологические процессы, связанные с реализацией объекта капитального строительства (реконструкции), выдача рабочих чертежей всех частей проекта, решение о выбранных технологиях производства строительно-монтажных работ и для других работ. ПОС является основным документом, на основании которого осуществляется планирование всех технологических процессов, обеспечивающих последовательное и поэтапное выполнение всех работ, обозначенных в проектной документации. Наличие полной информации об объекте и разделах, необходимых для его осуществления, дает возможность заблаговременно планировать все виды работ. Основным требованием, предъявляемым к разработке ПОС, является комплексность, подразумевающая одновременное выполнение расчетов и уточнение используемых методов производства, установление оптимальных сроков строительства, выделение очередей строительства и другие проектно-технологические разработки. Состав и содержание проектов организации строительства корректируется в зависимости от типа объекта капитального строительства и его сложности.

Календарный план строительства представляет собой набор документов, в которых на основе объемов строительно-монтажных работ и принятых организационных и технологических решений определены последовательность и сроки осуществления строительства. Главным принципом разработки календарного плана является научная организация строительного процесса, определяющая наиболее целесообразное и эффективное использование имеющихся ресурсов с использованием инновационных методов ведения инженерно-технических расчетов.

Строительный генеральный план (СГП) – это план площадки, на котором фиксируется размещение основных строительных механизмов, временные здания и сооружения, установки, возводимые и используемые в период строительства. СГП регламентирует организацию строительной площадки и объемы временного строительства. Основой разработки СГП служат принципы рационального прохождения грузопотоков на строительной площадке путем сокращений неэффективных операций в числе перевозок, месте складирования грузов; и определение наилучших схем движения подъемных механизмов.

5. Особых требований к субъектам, осуществляющим деятельность по подготовке проектной документации, ГрК РФ не содержит (ч.4). Таковыми могут являться физические и юридические лица, отвечающие общим требованиям о правосубъектности лица, установленным гражданским законодательством. Исключением является подлежащая лицензированию деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, включающая в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с ч.11 комментируемой статьи, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при ее подготовке на основе договора), а также:

а) при наличии результатов инженерных изысканий в соответствии с градостроительным планом земельного участка. При отсутствии инженерных изысканий договором может предусматриваться задание на их выполнение (ч.5). До принятия правил землепользования и застройки и утверждения формы градостроительного плана органы местного самоуправления и органы государственной власти осуществляют проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию (ст.4 Вводного закона).

б) при наличии документов об использовании земельного участка для строительства в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для него не устанавливается градостроительный регламент. Действие градостроительного регламента не распространяется, например, на земельные участки в границах территорий общего пользования или участки, занятые линейными объектами. Не устанавливаются градостроительные регламенты для земель лесного и водного фонда, земель запаса, сельскохозяйственных угодий и некоторых иных категорий земель.

в) в соответствии с требованиями технических регламентов (о понятии технических регламентов см. комментарий ст.1 ГрК РФ).

г) в соответствии с техническими условиями. Технические условия утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти для выполнения различных работ, оказания услуг, материалов и видов деятельности.

6. Определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является составной частью процедуры проведения работ по формированию земельных участков, необходимой для предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (п.4 ст.30 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст.38.1 ЗК РФ, аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, в отношении которого, в том числе, определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

7. Предусмотренный ч.12 комментируемой статьи перечень разделов проектной документации объектов капитального строительства, корреспондирует положениям иных федеральных законов и подзаконных актов. Так, согласно ст.36 Закона об охране окружающей среды, при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Существует и «иная документация», подлежащая включению в состав проектной документации объектов капитального строительства в случаях, дополнительно указанных в федеральных законах. Согласно п.2,3 ст.36 Закона о культурном наследии, в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.

8. Согласно ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

9. Особенности подготовки проектной документации объектов использования атомной энергии, особо опасных, технически сложных, уникальных и иных объектов, указанных ч.14 комментируемой статьи, предусматриваются также и в иных федеральных законах. Так, согласно ст.8 Закона о промышленной безопасности, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Другой комментарий к Статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации