Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории

СТ 45 ГрК РФ.

1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

1.2. В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 настоящей статьи.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

3.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

3.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

4.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

4.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения муниципального района, городского округа, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, состав и порядок работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

5.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения поселения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета поселения и размещение которого планируется на территориях двух и более поселений, имеющих общую границу, в границах муниципального района, осуществляются органом местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными поселениями, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

5.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одним или несколькими органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения поселения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, состав и порядок работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса.

7. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

8. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

8.1. Порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8.2. Особенности подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса, и лицами, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, устанавливаются соответственно статьей 46.9 и статьей 46.10 настоящего Кодекса.

9. Утратила силу с 1 января 2017 г.

9.1. Утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами.

10. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

10.1. Лица, указанные в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 настоящей статьи, и направляют такую документацию для утверждения соответственно в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в частях 2 - 5.2 настоящей статьи.

11. В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

12. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

12.1. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

12.2. Утратила силу с 1 января 2017 г.

12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

12.4. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

12.5. В случае, если по истечении тридцати дней с момента поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, проекта планировки территории, указанного в части 10 настоящей статьи, такими органами не представлены возражения относительно данного проекта планировки, он считается согласованным.

12.6. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

12.7. Документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

12.8. В течение тридцати дней со дня получения указанной в части 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории глава поселения или глава городского округа направляет в орган, уполномоченный на утверждение такой документации, согласование такой документации или отказ в ее согласовании. При этом отказ в согласовании такой документации допускается по следующим основаниям:

1) несоответствие планируемого размещения объектов, указанных в части 12.7 настоящей статьи, градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов (за исключением линейных объектов);

2) снижение фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения при размещении планируемых объектов.

12.9. В случае, если по истечении тридцати дней с момента поступления главе поселения или главе городского округа предусмотренной частью 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории такими главой поселения или главой городского округа не направлен предусмотренный частью 12.8 настоящей статьи отказ в согласовании документации по планировке территории в орган, уполномоченный на ее утверждение, документация по планировке территории считается согласованной.

13. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

14. Документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

15. Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

16. Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

17. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

18. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

19. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

20. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

21. Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Комментарий к Ст. 45 Градостроительного кодекса РФ

1. Документация по планировке территории разрабатывается на основании соответствующего решения о ее подготовке. Решение принимается органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Уровень принятия решения зависит от того, в чьей компетенции находятся вопросы размещения объектов капитального строительства, поскольку объекты капитального строительства могут быть федерального, регионального или местного значения.

Решение о подготовке документации по планировке территории должно пройти процедуру утверждения. Решение принимается руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. В нем, наряду с прочими положениями, устанавливаются органы, уполномоченные обеспечивать подготовку документации по планировке территории.

Наличие утвержденного решения является необходимым этапом разработки документации по планировке и одновременно правовым основанием для того, чтобы установить порядок подготовки документации. Обеспечение подготовки документации по планировке территории происходит по-разному для каждого уровня управления (федерального, субъекта РФ, муниципального). На федеральном уровне особенности и порядок подготовки документации осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ особенности и порядок подготовки документации осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ и устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Подготовка документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а порядок регламентируется, исходя из особенностей данной процедуры (см. комментарий ст. 46).

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления могут разрабатывать документацию по планировке территории только при условии наличия документов территориального планирования. Данная норма (ч.6) вступает в действие с 1 января 2006 г., что обусловлено именно этой датой крайнего срока разработки документов территориального планирования всех уровней (в случае их отсутствия произойдет ограничение полномочий всех органов публичной власти по ряду вопросов – см. комментарий ст.9).

2. При разработке документации по планировке территории на каждом уровне исполнительной власти учитываются такие положения документов территориального планирования, которые предусматривают размещение объектов капитального строительства соответствующего уровня (федерального, субъекта Российской Федерации, муниципального).

В частности, если такими документами территориального планирования Российской Федерации предусмотрено размещение объектов капитального строительства федерального значения, то подготовку документации по планировке территории обеспечивают на их основании уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. По аналогии с этим подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации обеспечивают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения.

Соответственно на местном уровне власти при разработке документации по планировке территории используются положения документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Основой разработки документации по планировке территории, инициируемой органами местного самоуправления поселения или городского округа являются материалы генерального плана поселения или городского округа, правил землепользования и застройки. В тех случаях, если отсутствуют документы территориального планирования, действует исключение, имеющее отношение в основном к подготовке проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц. Оно состоит в возможности осуществления процесса разработки обозначенных видов документации, даже при отсутствии документов планирования.

Принимая во внимание данную оговорку, необходимо уточнить, что положительное решение в пользу разработки проектов межевания при отсутствии необходимой документации может быть получено в ограниченных ситуациях, касающихся только застроенных территорий. Выделяя в качестве специфики градостроительного освоения территории состояние территории (застроенность), тем самым фиксируются два принципиально разных правовых режима незастроенных и застроенных территорий. Застроенные территории, таким образом, относят к особой категории градостроительных объектов, в отношении которых градостроительная деятельность может быть осуществлена с определенными поправками. Особым образом в этой связи следует оговорить разработку проектов планировки территории. Они подтверждают общее правило, касающееся последовательности этапов подготовки градостроительной документации и требующее наличия документов планирования и зонирования, как документов, предваряющих процедуру разработки проектов планировки территории.

С тем, чтобы ускорить процедуру разработки проектов планировки территории с целью последующего комплексного градостроительного освоения, может быть допущено совмещение во времени выполнение различных этапов и видов градостроительной документации. Это допущение следует понимать как не последовательное, а параллельное осуществление подготовки документации территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории. Такой вариант может рассматриваться в случае, если исполнители различных видов документации в процессе подготовки материалов имеют возможность взаимодействовать и вносить необходимые коррективы в документацию. В результате проекты планировки территории будут осуществляться преемственно (по содержанию) по отношению к документации высших уровней разработки.

3. Положительное решение о подготовке документации по планировке территории, принятое в зависимости от уровня градостроительного объекта (федерального, регионального, муниципального значения) уполномоченными органами исполнительной власти должно быть направлено в форме уведомления главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение в течение установленного срока (ч.7). На основании принятого положительного решения о подготовке документации по планировке территории определяются заказчики и исполнители (разработчики) документации.

Заказчиком документации по планировке территории может выступать лицо, определенное уполномоченными органами публичной власти соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). Кроме того, документация по планировке территории может разрабатываться по заказу: государственных органов и органов местного самоуправления; юридических и физических лиц - землепользователей, инвесторов, застройщиков в порядке, установленном законодательством РФ; по решению суда при разрешении земельных споров.

В комментируемой статье также оговаривается дифференцированный подход к подготовке документации по планировке территории в следующих ситуациях, различающихся существующим (сложившимся на момент возникновения необходимости в разработке документации) правовым режимом территории.

Первая ситуация характеризуется размещением объекта капитального строительства в определенной территориальной зоне и наличием установленного градостроительного регламента. В этом случае подготовка документации по планировке территории производится обычным порядком, т.е. может осуществляться физическим или юридическим лицом, по заявлению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Вторая ситуация описывает случаи касающиеся размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения в границах территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента или для которой не устанавливается градостроительный регламент.

4. Подготовка документации по планировке территории должна осуществляться в соответствии с утвержденным порядком (правилами) ее разработки. В порядке должна быть прописана последовательность действий, позволяющих разработать документацию, организационные особенности взаимодействия субъектов градостроительной деятельности в отношении к процессу разработки документации, некоторые процедурные вопросы, а также особенности.

Порядок разработки документации по планировке территории прописывается для каждого вида документации: проектов планировки, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, и в нем должны быть указаны следующие положения: формулировка целей разработки документации; заказчики документации; разработчики документации; особые условия разработки документации для незастроенных территорий; особые условия разработки документации для застроенных территорий; обоснование этапов разработки, согласования и утверждения документации; варианты финансирования полного комплекса работ и отдельных разработок при выполнении документации по планировке (они могут осуществляться за счет средств местного бюджета, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территории муниципального образования; средств заказчиков и инвесторов, в порядке, установленном действующим законодательством и оговоренным в настоящем порядке разработки документации); расценки на разработку документации по планировке; другие положения. В отдельный раздел порядка разработки документации по планировке территории выделяются положения относительно разработки, согласования и утверждения документации.

Устанавливается, что документация по планировке территории разрабатывается на основании (градостроительного) задания, выданного (согласованного) уполномоченным органом. Уточняются требования, предъявляемые к составлению задания и состав материалов, которые должны быть представлены: основание для проектирования, сведения о заказчике, проектировщике, составе проекта, сроках и этапах проектирования, о составе и источнике исходных данных, порядке согласования и утверждения проекта, о требованиях к проектным решениям, форме представления проектных материалов.

Определяется, какая форма наиболее целесообразна для реализации организационно-правовых отношений заказчика, исполнителя и органов власти. Составляется перечень прав и обязанностей, которыми наделяются участники процесса разработки документации, устанавливаются сроки подготовки отдельных видов работ и порядок их сдачи, указывается вероятность отклонений от обозначенных в задании исходных данных для проектирования.

Составляется перечень материалов, которые должны быть представлены в каждом виде документации по планировке территории. Уточняется форма представления материалов. В основном в составе проектных материалов выделяются две группы: графические материалы (опорный план; ситуационный план; основной чертеж; схема разбивки территории планировочной единицы на земельные участки и др.) и текстовые материалы, традиционной формой представления которых является пояснительная записка. Дается ссылка на возможность разработки дополнительных графических и текстовых материалов по требованию заказчика, в соответствии с внесением этих дополнений в задание на проектирование.

Уточняется, каким образом обеспечивается процесс согласования документации по планировке территории заказчиком с соответствующими службами, представляющие интересы уполномоченного органа, заинтересованными организациями, населением. Указывается каким образом и при участии каких структур (организаций) осуществляются процедуры дополнительных согласований документации по планировке территории, а также подготовка и согласование необходимых нормативно-правовых актов, предваряющих утверждение документации. Порядок разработки документации по планировке территории наряду с указанными положениями определяет минимальный состав и наименования утверждаемой проектной документации.

В заключительном разделе порядка указываются положения относительно процедуры передачи и регистрации подготовленной документации и следующих отдельных материалов: контрольных экземпляров документации по планировке территории (после утверждения заказчиком) в уполномоченный орган для выпуска исходных данных по установлению границ земельных участков на местности и формированию земельных участков как объектов недвижимости для государственного учета и регистрации прав на недвижимое имущество; копии основного чертежа и соответствующего нормативно-правового акта об утверждении документации для сведения организациям, деятельность которых сопряжена с использованием данной информации; утвержденных материалов в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

Внесение изменений в обязательную (утверждаемую) часть проектной документации допускается только по решению органа публичной власти соответствующего уровня, в связи с изменением градостроительной ситуации. Уточнение положений, формирующих порядок разработки документации по планировке территории, производится на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Характерной особенностью процедуры подготовки и утверждения документации по планировке территории является то, что наличие утвержденной документации представляет собой правовое основание для установления границ земельных участков на местности и влечет за собой возникновение ряда обязательств для всех участников градостроительной деятельности.

Другой комментарий к Статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации