Статья 39 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

СТ 39 ГрК РФ.

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

6. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Ст. 39 Градостроительного кодекса РФ

1. Характерной особенностью установления видов разрешенного использования в отношении к отдельным земельным участкам в составе территориальных зон является необходимость определения в каждом конкретном случае соотношения основных и вспомогательных видов использования, с тем, чтобы в границах зоны преобладал основной вид использования, в то время как вспомогательный вид присутствовал в незначительных количествах. Особым образом оговаривается обозначение в территориальной зоне земельных участков, для которых назначается условно разрешенный вид использования. В современной практике градорегулирования не существует устоявшихся универсальных приемов, которые бы позволяли точно и безотносительно к конкретной ситуации определять наличие либо отсутствие данного вида разрешенного использования территории.

Мотивацией в пользу выбора условно разрешенного вида градостроительного использования территории (или, напротив, отказа от него) может служить общий, принципиальный подход к вопросам управления развитием территории и регулирования происходящими функционально-пространственными преобразованиями в условиях реально существующих муниципальных образований. В основном руководствуются правилом, основанном на опыте мировой градорегулирующей деятельности, которое показывает необходимость наличия комплексного обоснования, дающего право принятия соответствующего решения.

Условно разрешенный градостроительный режим с наибольшей целесообразностью может быть выбран для включения в подавляющее количество территориальных зон в случаях, если:

а) специфика процессов социально-экономического и, соответственно, градостроительного развития муниципального образования характеризуется достаточно высокой интенсивностью инвестиционно-строительных преобразований, что свидетельствует о нормальном, цивилизованном функционировании рыночной инфраструктуры и влечет за собой возможность инвестирования финансовых ресурсов не только в ограниченное количество типичных объектов капитального строительства установленной номенклатуры, но и в отдельные нерядовые объекты, отличающиеся от назначенного режима использования территории в пределах зоны по функциональному, планировочному, пространственному решению;

б) существуют объективные данные, свидетельствующие о возможности и наличии определенных условий, как правило, градостроительного порядка (например, таких как особенности сложившейся градостроительной (пространственной) организации территории), дающих основания к преемственному формированию городской среды с активным включением объектов, отнесенных к условно разрешенному виду использования.

Кроме того, в отдельных случаях условно разрешенный градостроительный режим может быть принят для градостроительных ситуаций, характеризующихся сложной интегрированной функционально-пространственной и планировочной организацией, когда крайне сложно установить по современному состоянию преобладающий вид использования территории и тем более назначить наиболее оптимальную форму ее перспективного использования. В то же время по имеющимся данным о состоянии территории и застройки можно судить о том, что для последующего развития территории (участка) разрешение на включение в состав зоны условно разрешенного вида использования не будет являться препятствием.

При установлении условно разрешенного вида использования территории следует принимать во внимание тот факт, что по отношению к основным видам разрешенного использования данный вид использования не может рассматриваться как обязательный, присутствие которого должно соблюдаться участниками градостроительной деятельности.

Положения комментируемой статьи указывают на то, что гарантировать присутствие условно разрешенного вида использования и следование ему не требуется и, соответственно, этот вид использования территории классифицируется как факультативный (рекомендуемый). Условно разрешенный вид не является жизненно необходимым градостроительным режимом использования земельного участка, и его отсутствие в территориальной зоне не способно нанести ощутимый, заметный вред процессу освоения (реконструкции) территории.

С учетом вышеизложенного условно разрешенный вид использования территории может быть рекомендован выборочно, на основе тщательного и детального изучения градостроительных особенностей сложившейся ситуации, исходя из наличия существующих видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, и поэтому его включение в состав территориальных зон должно осуществляться индивидуально в каждой конкретной ситуации.

Немаловажное значение при этом имеет общая социально-экономическая ситуация, поскольку условно разрешенный вид использования в отличие от основного и вспомогательного видов использования территории требует необходимости организации и проведения специальной процедуры (порядка) предоставления разрешений, что предполагает широкое и всестороннее обсуждение установления данного вида использования с гражданами, проживающими на данной территории. А это означает, что при общей проблемной социально-экономической ситуации возможности реализации градостроительных намерений, не являющихся нормой развития конкретной территории, могут быть затруднены. Соответственно перспективы назначения условно разрешенного вида использования практически всегда связаны с необходимостью комплексного (а не только градостроительного) преобразования территории и совершенствования среды обитания в целом.

В качестве примера условно разрешенных видов использования в жилой зоне можно выделить спортивно-оздоровительные объекты; киоски, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; кафе, закусочные, столовые как на первом этаже многоквартирного дома (при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв.м и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 метров), так и в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому (при условии, что общая площадь заведения не превышает 140 кв. м и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 метров); автозаправочные станции и т.д.

Указанный перечень не исключает возможности его пересмотра в зависимости от реально сложившихся объективных условий развития территории.

2. Правовое значение данной процедуры заключается в том, что законодатель попытался градостроительно-правовыми средствами определить порядок достижения социального компромисса между интересами бизнеса, органов публичной власти, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и населением. Критерием поиска такого компромисса является процедура публичных слушаний. Как уже отмечалось выше, типичным примером условно-разрешенного вида использования может являться строительство нового кафе или казино в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Данный вид использования территории, не попадающий под основной или вспомогательный вид разрешенного использования, является объективно неудобным для проживающих в многоквартирных домах граждан по причине повышенного шума. Следовательно, в данном случае в ходе обсуждения возможности размещения такого объекта на публичных слушаниях будет рассматриваться вариант по созданию «зеленого экрана» либо иные способы обеспечения интересов населения. В противном случае наличие такого дискомфорта и неудобств отразиться на цене недвижимости и ущемит интересы правообладателей недвижимости, что противоречило бы самой идеологии ГрК РФ. При этом если планируемый объект, на который необходимо получение условно разрешенного вида использования, будет находиться в пределах земельного участка, находящегося в общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, то подобное размещение возможно только в случае наличия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.44 ЖК РФ).

Второй комментарий к статье 39 ГрК РФ

1. Правилами рассматриваемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, которые включают в себя:
1) определение в ч. 1 настоящей статьи права направления в комиссию заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
2) обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи обязательного обсуждения на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с правилом определения порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи;
3) регламентацию требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи порядка участия в публичных слушаниях по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка граждан, проживающим в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение, а также правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
4) установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил оповещения комиссией о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка заинтересованных правообладателей земельных участков, заинтересованных правообладателей объектов капитального строительства, а также правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение (с обозначением максимального срока оповещения в 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования);
5) определение в ч. 5 настоящей статьи права участников публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представлять в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний;
6) обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи обязательного порядка опубликования и размещения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса);
7) регламентацию требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи максимального срока (1 месяц) проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
8) установление в нормах ч. 8 анализируемой статьи порядка подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направления их главе местной администрации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
9) определение в ч. 9 настоящей статьи порядка принятия главой местной администрации в течение трех дней решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании рекомендаций комиссии (с обязательным опубликованием принятого решения и размещением его на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет);
10) обозначение в нормах ч. 10 комментируемой статьи порядка оплаты расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования (оплачивает заинтересованное в предоставлении такого разрешения лицо);
11) регламентацию требованиями ч. 11 рассматриваемой статьи порядка принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования без проведения публичных слушаний, если такой вид включен в градостроительный регламент в установленном порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
12) установление в нормах ч. 12 рассматриваемой статьи права заинтересованного лица на судебное оспаривание решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

2. Говоря о конституционно-правовом содержании норм комментируемой статьи, следует обратить внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О. В этом Определении, в частности, указано, что, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу ст. 3 Конституции России и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, комментируемый Кодекс предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (ст. ст. 24, 28, 31, 39, 40 и 46).
Комментируемые нормы Кодекса (в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О), регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан.
Таким образом, соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке (см. п. 12 ст. 39 и п. 7 ст. 40 Кодекса). Такое положение призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учитывать мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.