Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района

СТ 21 ГрК РФ.

1. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит
согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации
планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории;
2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы
населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на
межселенных территориях, земельных участков из земель лесного фонда;
3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные
территории федерального значения;
4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного
значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на водные
объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит
согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:
1) в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской
Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;
2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы
населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на
межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или
исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести
к категории земель сельскохозяйственного назначения;
3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные
территории регионального значения.

2.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 настоящей статьи,
проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию в
части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального
значения, объектов регионального значения, и (или) местоположения линейных объектов
федерального значения, линейных объектов регионального значения. В случаях, предусмотренных
пунктом 3 части 1, пунктом 3 части 2 настоящей статьи, проект схемы территориального
планирования муниципального района подлежит согласованию в части возможного негативного
воздействия планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на
особо охраняемые природные территории федерального значения, особо охраняемые природные
территории регионального значения.

3. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит
согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального
района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения
муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного
негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений.

4. Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит
согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных районов и
органами местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным
районом, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении
на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым
размещением объектов местного значения муниципального района, при размещении объектов
местного значения муниципального района, которые могут оказать негативное воздействие на
окружающую среду на территориях этих муниципальных образований.

5. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-4 настоящей статьи вопросов, не могут
рассматриваться при согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального
района.

6. Срок согласования проекта схемы территориального планирования муниципального
района не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении
доступа к указанному проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе
территориального планирования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти,
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах
которого находится муниципальный район, органы местного самоуправления поселений, входящих в
состав муниципального района, органы местного самоуправления муниципальных районов и органы
местного самоуправления городских округов, имеющих общую границу с муниципальным районом.

7. В случае непоступления от указанных в части 6 настоящей статьи органов в установленный
срок в орган местного самоуправления муниципального района заключений на проект схемы
территориального планирования муниципального района такой проект считается согласованным с
указанными органами.

8. Заключения на проект схемы территориального планирования муниципального района
могут содержать положения о согласии с проектом схемы территориального планирования
муниципального района или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений.

9. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 6 настоящей статьи
органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования муниципального района с обоснованием принятых решений, глава местной
администрации муниципального района в течение тридцати дней со дня истечения установленного
срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии.
Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

10. По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной
администрации муниципального района:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования муниципального
района и подготовленный для ее утверждения проект схемы территориального планирования
муниципального района с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

11. Указанные в части 10 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования
муниципального района материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их
отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента
их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения
схемы территориального планирования муниципального района путем подготовки предложений о
внесении в такую схему соответствующих изменений.

12. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией,
глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении
согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального
планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления
муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования
муниципального района и о направлении его на доработку.

Комментарий к Ст. 21 Градостроительного кодекса РФ

Как и в случаях согласования схем территориального планирования РФ и субъектов РФ, в рамках предусмотренной комментируемой статьей процедуры подлежат согласованию лишь вопросы планируемого размещения объектов, затрагивающие интересы иных публично-правовых образований. Из текста данной статьи следует четыре принципиальных вывода:

а) закрепление в схеме территориального планирования муниципального района вариантов будущего размещения объектов, затрагивающих, например, интересы Российской Федерации и влекущие изменение границ объектов и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, одновременно влечет и обсуждение целого комплекса иных вопросов. Например, в случае согласования с РФ планируемых изменений границ лесного фонда, необходимо (кроме внесения изменений в схему территориального планирования РФ) принятие на федеральном уровне ряда нормативно-правовых актов. Такой вывод следует из ст.11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается, если изменение их целевого назначения предусмотрено, в том числе документами территориального планирования, для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов. Следовательно, при подготовке муниципальным районом обоснований к внесению изменений в схему территориального планирования РФ должна быть обоснована необходимость строительства именно указанных объектов и именно на землях лесного фонда.

Кроме того, как следует из ст.15 указанного закона, перевод земель лесного фонда в иные категории земель осуществляется Правительством РФ, поэтому согласование вышеназванных вопросов может быть практически реализовано только после издания Правительством РФ соответствующих нормативных актов.

б) комментируемая статья предусматривает согласование размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, с федеральными, региональными или муниципальными органами. При этом специфика муниципального уровня заключается в том, «объект капитального строительства местного значения» - это не всегда тоже самое, что «объект капитального строительства, находящийся в муниципальной собственности» (на федеральном уровне чаще всего следует именно такой вывод). Отсюда следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе планировать на схеме размещение объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования муниципального образования, принадлежащих на праве частной собственности гражданам и юридическим лицам. Критерии наличия (отсутствия) негативного воздействия на окружающую среду федерального, регионального, или местного значения определяются в заключении государственной экологической экспертизы (с 1 января 2007 г. в заключение государственной экспертизы проектной документации). В качестве объектов капитального строительства местного значения могут выступать хлебопекарни, объекты придорожного сервиса, лесопилки, объекты по ремонту сельскохозяйственной техники и т.д.

в) количество органов публичной власти, с которыми необходимо проводить согласования документов территориального планирования муниципального района значительно превышает региональный или федеральный уровень, поскольку кроме собственно РФ и субъекта РФ в перечень добавляются соседние муниципальные районы и городские округа, а также все поселения, расположенные в границах муниципального района. Наличие такого объема работы позволяет высказать предложение о создании при главе администрации муниципального района постоянно действующего органа (комиссии) по работе с градостроительной документацией, а также определить последовательность направления проекта схемы различным уровням публичной власти для согласования (например, направление всем субъектам проекта схемы одновременно; направление проекта схемы сначала РФ, потом субъекту РФ, потом остальным публично-правовым образованиям; иная последовательность).

г) как следует из текста комментируемой статьи, законодатель ориентирует органы местного самоуправления муниципального района (равно как и городского округа или поселения) на «опережающую» федеральный и региональный уровень подготовку документов территориального планирования. Действительно, в условиях отсутствия вертикальных (вышестоящих) схем территориального планирования, а также горизонтальных (в иных муниципальных образованиях) схем, органы местного самоуправления свободны в определении планируемых границ и размещении объектов, которые они считают нужным разместить на своей территории. В этом случае процесс согласования границ и объектов с документами территориального планирования иных публично-правовых образований будет носить во многом упрощенный характер, поскольку согласовываться, собственно говоря, схемы муниципального района будут только с уже существующими границами и объектами. Гарантией же от саботажа по согласованию проекта схем на всех уровнях публичной власти будут чч.6-7 комментируемой статьи, согласно которым отсутствие заключений на проект схемы территориального планирования муниципального района означает ее согласование.

Сам же порядок направления проекта схемы на согласование с указанием процедурных (технических) вопросов, будет установлен Правительством РФ.

В части процедуры работы согласительной комиссии, призванной найти компромисс с иными публично-правовыми образованиями по вопросам планируемого размещения объектов и изменения границ, комментируемая статья не содержит никаких новелл (по сравнению с процедурой работы аналогичных комиссий РФ и субъектов РФ) за одним исключением. Оно заключается в том, что глава администрации вправе направить согласованный либо не согласованный в определенной части текст проекта схемы в представительный орган местного самоуправления, который принимает окончательное решение о принятии либо отклонении проекта схемы. На вышестоящих уровнях проекты схем утверждаются органом исполнительной, а не представительной власти.

Другой комментарий к Статье 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации