Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации

СТ 16 ГрК РФ.

1. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит
согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного
негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо
охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории такого
субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального
значения. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит
согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти также в случае,
если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное
воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации,
обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных
субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями
использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения,
при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие
на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит
согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях
которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на
территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты
регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований
в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения
на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного
воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут
подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования
субъекта Российской Федерации.

5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении
доступа к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и
материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования в
указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы
местного самоуправления.

6. Заключения на проект схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать
положение о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого
решения.

7. В случае непоступления в установленный срок в высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской Федерации заключений органов, указанных в
частях 1-3 настоящей статьи, проект схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации считается согласованным с такими органами.

8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей
статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального
планирования субъекта Российской Федерации с обоснованием принятого решения, высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати
дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может
превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный
орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта
Российской Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального
планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования субъекта
Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их
отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента
их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения
схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки
предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией,
высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе
принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования субъекта Российской
Федерации и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов
Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 16 Градостроительного кодекса РФ

1. Процедура согласования различного вида документации, определяющей планируемые места размещения объектов, является достаточно разработанной и часто используемой законодательством Российской Федерации. Например, согласно ст.65 ЛК РФ, места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. В ЗК РФ достаточно подробно регламентируется процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (ст.30) и т.д.

Комментируемая статья посвящена одной из разновидностей данной процедуры, но только более стратегического (чем в ЛК РФ и ЗК РФ) масштаба. Как и в случаях согласования федерального проекта схемы территориального планирования, перечень оснований для согласований проекта схемы территориального планирования субъекта РФ достаточно четко локализован, однако в отличие от согласования федеральной схемы, субъекту РФ предписывается проводить данную процедуру с большим количеством органов публичной власти.

а) согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти производится в случае, если положения проекта региональной схемы изменяют границы земель лесного фонда (согласно ст.19 ЛК РФ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности), границ земель обороны и безопасности и т.д. При этом следует определить такой уполномоченный федеральный орган (явно это будет не Правительство РФ), который будет согласовывать данные документы. Таким органом могло бы явиться министерство регионального развития (в ч.1 комментируемой статьи «уполномоченный орган» указан в единственном числе).

б) проект схемы территориального планирования субъекта РФ подлежит согласованию с соседними субъектами РФ в случае и в части, если планируемое размещение объектов регионального значения, а также зон с особыми условиями использования территории способно оказать негативное воздействие на окружающую среду соседних субъектов РФ. Критерием потенциально возможного негативного воздействия на окружающую среду является заключение государственной экологической экспертизы (с 1 января 2007 г. – заключение государственной экспертизы проектной документации – ст. 49 ГрК РФ).

в) проект схемы территориального планирования направляется для согласования только в те муниципальные образования, интересы которых могут быть в дальнейшем затронуты реализацией данной схемы. При анализе ч.3 следует обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, процедура разграничения публичной собственности на землю, производимая в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и направленная на закрепление в федеральной, региональной и муниципальной собственности земельных участков, далека от завершения. В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2004 г.), до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Однако из данной нормы не следует, что такие не разграниченные публичные земли являются муниципальной собственностью. Следовательно, предусмотренные ч.3 комментируемой статьи планируемые субъектом РФ изменения границ муниципальной собственности на землю рассчитаны на период времени, когда будет завершена процедура разграничения государственной собственности на землю. На момент опубликования ГрК РФ запланировать в проекте схемы субъекта РФ изменение границ муниципальных земель не представлялось возможным ввиду отсутствия таковых.

Во-вторых, предполагается рассмотрение предложений, содержащихся в проекте схемы субъекта РФ, на предмет их соответствия документам территориального планирования муниципальных образований, а также правилам землепользования и застройки. При этом проблема заключается в том, что разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований должна предшествовать разработке проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, что маловероятно.

2. Как и в случае с процедурой согласования схемы территориального планирования РФ, комментируемая статья предусматривает ряд процедурных гарантий получения согласования проекта схемы, позволяющих избежать ее саботажа со стороны отдельных должностных лиц (ч.5). В течении трех месяцев уполномоченные органы обязаны провести экспертную оценку положений схемы территориального планирования субъекта РФ и отразить в заключении свое согласие или несогласие с таким проектом, приложив соответствующее обоснование. Отсутствие в указанный срок заключения позволяет считать схему согласованной.

Мотивированное не согласие РФ, соседних субъектов РФ или муниципальных образований с проектом схемы означает обязанность субъекта РФ создать согласительную комиссию из представителей администрации (правительства) субъекта РФ и несогласных с проектом схемы участников согласительных процедур. В случае, если по итогам работы согласительной комиссии стороны не пришли к единому мнению, подготавливаются материалы в текстовой и графической форме по несогласованным вопросам.

Как следует из ч.11 комментируемой статьи, высший исполнительный орган субъекта РФ, принимая решение об утверждении проекта схемы, юридически не обязан отклонить схему в связи с наличием оставшихся несогласованными в ходе работы согласительной комиссии вопросов. Однако даже в этом случае наиболее целесообразным является продолжение работы согласительной комиссии в соответствии с планом согласований (ч.10) для последующего внесения изменений в схему территориального планирования.

Другой комментарий к Статье 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации