Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации

СТ 12 ГрК РФ.

1. Проект схемы территориального планирования Российской Федерации подлежит
согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого в соответствии с указанным проектом планируется размещение
объектов федерального значения, в части возможного влияния планируемых для размещения
объектов федерального значения на социально-экономическое развитие такого субъекта Российской
Федерации, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду
на территории такого субъекта Российской Федерации. Иные вопросы не могут подлежать
согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования Российской
Федерации.

2. Срок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту
схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по его обоснованию
в информационной системе территориального планирования в высшие исполнительные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется
размещение объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых
могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального
значения.

3. Непоступление от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации в установленный срок сводного заключения на проект схемы
территориального планирования Российской Федерации, уведомление об обеспечении доступа к
которому в информационной системе территориального планирования поступило в соответствии
с частью 2 настоящей статьи, рассматривается как согласие такого органа государственной власти
субъекта Российской Федерации с проектом схемы территориального планирования Российской
Федерации.

4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
направляет поступившее в соответствии с частью 2 настоящей статьи уведомление об обеспечении
доступа к проекту схемы территориального планирования Российской Федерации и материалам по
его обоснованию в информационной системе территориального планирования в органы местного
самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение
объектов федерального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать
негативное воздействие планируемые для размещения объекты федерального значения.

5. Органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального
планирования Российской Федерации в части возможного влияния планируемых для размещения
объектов федерального значения на социально-экономическое развитие муниципального
образования, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на
территории муниципального образования.

6. Максимальный срок рассмотрения проекта схемы территориального планирования
Российской Федерации и подготовки заключений на такой проект органами местного
самоуправления не может превышать тридцать дней со дня получения уведомления, указанного
в части 2 настоящей статьи. При непоступлении заключений органов местного самоуправления
в установленный срок проект схемы территориального планирования Российской Федерации
считается согласованным с этими органами.

7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
на основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного
заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации, которое
может содержать положение о согласии с проектом схемы территориального планирования
Российской Федерации или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.

8. В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российской Федерации
сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального
планирования Российской Федерации с обоснованием принятого решения, в течение тридцати
дней со дня истечения установленного срока согласования такого проекта принимается решение о
создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может
превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет:
1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования Российской
Федерации и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования
Российской Федерации с внесенными в него изменениями;
2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:
1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования
Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их
отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента
их согласования);
2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения
схемы территориального планирования Российской Федерации путем подготовки предложений о
внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией,
принимается решение об утверждении схемы территориального планирования Российской
Федерации или об отклонении проекта схемы территориального планирования Российской
Федерации и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской
Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

13. При наличии указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи материалов Правительство
Российской Федерации или в случае, указанном в части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, Президент
Российской Федерации может утвердить схему территориального планирования Российской
Федерации, предусматривающую размещение объектов федерального значения.

Комментарий к Ст. 12 Градостроительного кодекса РФ

1. Данная статья четко локализует основания направления схем территориального планирования РФ на согласование субъектам РФ. Согласованию подлежат не все параметры развития и размещения объектов федерального значения, а лишь затрагивающие (перечень исчерпывающий):

- вопросы собственности на землю, то есть связанные с изменением границ земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ. В настоящий момент происходит процесс разграничения некогда единой государственной собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Данный процесс предполагает составление согласованных с субъектами РФ и органами местного самоуправления перечней земельных участков, подлежащих закреплению за РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Перечень земель, подлежащих закреплению за соответствующим уровнем, утверждается распоряжениями Правительства РФ. На момент подготовки настоящего комментария утверждены несколько десятков перечней земельных участков федерального значения, и единичные случаи – земель субъектов РФ и муниципальных образований. Следовательно, по состоянию на лето 2005 г. согласовывать изменение границ земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, не представлялось возможным в связи с отсутствием таковых.

- изменение границ земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться по нескольким причинам, наиболее характерными из которых является включение земель данной категории в состав населенных пунктов, а также перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения, например, по причине необходимости проведения автомобильной или железнодорожной магистрали федерального значения, размещения иных федеральных объектов. При решении вопроса о планируемом изменении границ земель сельскохозяйственного назначения необходимо руководствоваться также положениями ст.79 ЗК РФ.

- земель особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) регионального значения. На землях ООПТ регионального значения могут размещаться региональные природные заказники, природные парки, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады, а также иные категории ООПТ регионального значения, предусмотренные законами соответствующего субъекта РФ. Изменения границ ООПТ может происходить в силу разных причин, например, вследствие создания на базе региональной ООПТ (например, природного парка) ООПТ федерального значения в других (более широких) границах (например, национального парка либо государственного природного заповедника).

- границ территорий объектов культурного наследия. Согласование возможного изменения границ территорий объектов культурного наследия может быть необходимо, в том числе, в связи с планируемой постановкой на учет вновь выявленных объектов культурного наследия, которые еще не получили заключение государственной историко-культурной экспертизы и не включены в реестр.

- границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

- вопросы размещения объектов капитального строительства федерального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ. В качестве таких объектов могут выступать строительство АЭС либо федеральных промышленных объектов, попадающих под категорию опасного производственного объекта (ст.2 Закона о промышленной безопасности). Критерием наличия (отсутствия) возможного негативного воздействия такого объекта на состояние окружающей среды является заключение государственной экологической экспертизы, иных специальных экспертиз в области охраны окружающей среды (например, экспертизы промышленной безопасности), а после вступления в силу с 1 января 2007 г. ч.6 ст.49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

2. Комментируемая статья предусматривает порядок согласования проекта схемы территориального планирования, исключающий возможность саботажа ее обсуждения со стороны должностных лиц субъекта РФ или муниципального образования. В течение трех месяцев субъект РФ должен разослать федеральную схему заинтересованным органам местного самоуправления, учесть их и свои замечания, и направить в Правительство РФ (поскольку оно утверждает федеральную схему) сводное заключения на проект схемы. В случае, если субъект РФ не присылает сводное заключение (или орган местного самоуправления не присылает свое заключение субъекту РФ), данный документ считается согласованным.

Представляется важным, что несогласование федеральной схемы одним или несколькими субъектами РФ имеет вполне четкие юридические последствия, связанные с созданием согласительной комиссии, состав и порядок работы которой утверждается Правительством РФ. При этом позиция субъектов РФ в части несогласия с планируемым изменением границ либо размещением объектов федерального значения имеет четко выраженное правовое значение, и ее нельзя игнорировать. В случае такого несогласия, как следует из ч.9, подготавливаются материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

На основании представленных материалов согласительной комиссии, Правительством РФ принимается решение об утверждении схемы либо направлении ее на доработку. При этом в случае принятия схемы предполагается исключение из нее не согласованных с субъектами РФ вопросов с тем, чтобы по итогам их согласования внести в схему территориального планирования Российской Федерации соответствующие изменения.

Весьма важным представляется то, что органы местного самоуправления, рассматривая переданный субъектом РФ фрагмент схемы территориального планирования РФ, дают оценку учета в документе территориального планирования РФ положений схем территориального планирования муниципальных образований, а также учета правил землепользования и застройки и предложений об изменении границ муниципальных земельных участков (о незавершенности разграничения публичной собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями уже писалось в начале комментария данной статьи). Следовательно, на момент обсуждения фрагмента схемы территориального планирования РФ у органов местного самоуправления должны быть готовы и утверждены не только документы территориального планирования, но и правила землепользования и застройки, что представляется маловероятным, по крайней мере, в массовом масштабе. Более того, даже в случае наличия указанных муниципальных документов, для того, чтобы предварительно учесть данные положения, необходим определенный механизм их получения разработчиками федеральной схемы, который четко не прописан в ГрК РФ.

Вопрос согласования мест размещения федеральных объектов с субъектами РФ имеет и еще один аспект. Субъект РФ, зная о наличии экономически неблагополучных муниципальных образований на своей территории, вправе предложить в рамках процедуры согласования изменение расположения федеральных объектов, например, предложить изменение места проведения федеральной железнодорожной магистрали (севернее, южнее, западнее, восточнее), чем это было предложено в федеральной схеме, с тем, чтобы способствовать развитию соответствующего муниципального образования. Аналогичным образом это имеет значение и при согласовании мест расположения региональных объектов с органами местного самоуправления.

Другой комментарий к Статье 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации