Статья 55.21 ГрК РФ (последняя редакция с комментариями). Всероссийский съезд саморегулируемых организаций

СТ 55.21 ГрК РФ.

1. Высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций является Всероссийский съезд соответствующих саморегулируемых организаций (далее также - Съезд). Съезд созывается не реже чем один раз в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

2. Саморегулируемые организации имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая саморегулируемая организация независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.

3. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций:

1) принимает устав Национального объединения саморегулируемых организаций и утверждает внесение в него изменений;

2) формирует состав совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета;

2.1) избирает президента Национального объединения саморегулируемых организаций;

3) определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций;

4) утверждает смету расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;

5) утверждает отчеты совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;

6) избирает членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций сроком на два года и утверждает отчет этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций;

7) утверждает регламент Съезда;

8) определяет место нахождения совета Национального объединения саморегулируемых организаций;

9) осуществляет иные предусмотренные уставом Национального объединения саморегулируемых организаций функции.

4. Решения по вопросам избрания президента Национального объединения саморегулируемых организаций, определения размеров отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций считаются принятыми, если за такое решение проголосовало более половины саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

5. Президент Национального объединения саморегулируемых организаций избирается сроком на четыре года и является его единоличным исполнительным органом. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента Национального объединения саморегулируемых организаций более чем два срока подряд.

Комментарий к Ст. 55.21 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения рассматриваемой статьи включают особенности регулирования правового института Всероссийского съезда саморегулируемых организаций (далее - Съезда), который является высшим органом Национального объединения саморегулируемых организаций.
Согласно комментируемых положений такими особенностями представляются:
- периодичность созыва Всероссийского съезда саморегулируемых организаций соответствующего вида (не реже чем один раз в два года);
- установление критерия легитимности решений Съезда (участие представителей не менее двух третей саморегулируемых организаций, зарегистрированных в государственном реестре саморегулируемых организаций);
- определение равного статуса участника с одним голосом и равного представительства для каждой саморегулируемой организации на Съезде;
- расширенный перечень девяти полномочий Съезда;
- обозначение условий легитимного решения приоритетных вопросов об избрании президента Национального объединения саморегулируемых организаций и определении размеров отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций.
Отметим, что в соответствии с положениями п. 7 ч. 3 ст. 55.22 Кодекса утверждение нормы представительства от саморегулируемых организаций на Съезд входит в расширенный перечень одиннадцати полномочий совета Национального объединения саморегулируемых организаций.
Следует добавить, что в соответствии с положениями ч. 4 ст. 55.22 Кодекса внеочередной Всероссийский съезд саморегулируемых организаций созывается советом Национального объединения саморегулируемых организаций по требованию одной трети саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории РФ.

2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют демократические условия проведения Съезда, обусловленные равными правами и равным представительством на Съезде саморегулируемых организаций, которые независимо от количества представителей при принятии решений имеют по одному голосу.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил расширенный перечень десяти полномочий Съезда как высшего органа Национального объединения саморегулируемых организаций, к которым отнесены:
- принятие устава Национального объединения саморегулируемых организаций и утверждение внесения в него изменений;
- формирование состава совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе выборы новых членов и прекращение полномочий членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов совета;
- выборы президента Национального объединения саморегулируемых организаций сроком на два года, определение его полномочий с соблюдением запрета занимать должность президента Национального объединения саморегулируемых организаций два срока подряд (в соответствии с ч. 4 настоящей статьи является первым приоритетным полномочием Съезда);
- определение размера отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций, которые выплачиваются в соответствии с ч. 5.1 ст. 55.20 Кодекса (в соответствии с ч. 4 настоящей статьи является вторым приоритетным полномочием Съезда);
- утверждение сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;
- утверждение отчетов совета Национального объединения саморегулируемых организаций, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Национального объединения саморегулируемых организаций;
- выборы членов ревизионной комиссии Национального объединения саморегулируемых организаций сроком на два года и утверждение отчета этой ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций;
- утверждение регламента Съезда;
- определение места нахождения совета Национального объединения саморегулируемых организаций;
- осуществление иных функций согласно уставу Национального объединения саморегулируемых организаций.
Так, согласно п. п. 5.2.10 - 5.2.13 Устава Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания" Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, реализуя свою исключительную компетенцию:
- определяет приоритетные направления деятельности Национального объединения изыскателей, принципы формирования и использования его имущества;
- при необходимости образовывает специализированные органы Национального объединения изыскателей, упраздняет указанные органы, а также определяет их компетенцию, персональный состав и полномочия членов, утверждает положения о таких органах;
- принимает решения о реорганизации и ликвидации Национального объединения изыскателей;
- принимает решение об участии в других некоммерческих организациях.

4. Согласно нормам подп. "б" п. 16 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена положениями об условиях легитимного решения приоритетных вопросов об избрании президента Национального объединения саморегулируемых организаций и определении размеров отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций.
Как установил законодатель, эти приоритетные вопросы считаются принятыми, если за такое решение проголосовало более половины саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории РФ.

Второй комментарий к статье 55.21 ГрК РФ

1. В настоящей статье определены правовые основы деятельности высшего органа национального объединения, которым является Всероссийский съезд ГрСРО (далее - Съезд).

Статус Съезда как высшего органа управления означает следующее. Во-первых, все иные органы Национального объединения обязаны выполнять решения, принятые Съездом. Во-вторых, именно на Съезде формируются исполнительные органы Национального объединения, как индивидуальные, так и коллективные. В-третьих, Съезд вправе выступать и принимать решения от имени Национального объединения по всем вопросам деятельности объединения, если это не противоречит законодательству РФ.

Как следует из ч. ч. 1 - 2 комментируемой статьи, Съезд функционирует на началах демократического представительства: созывается не реже чем один раз в два года (но может и чаще, если это предусмотрено документами Национального объединения), считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей ГрСРО, зарегистрированных на территории РФ. При этом ГрСРО имеют равные права и равное представительство на Съезде, каждая ГрСРО независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос. Кроме того, Съезд проводится открыто, гласно и освещается в средствах массовой информации. По решению Совета или Президента на Съезд могут быть приглашены представители государственных органов, некоммерческих организаций, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на Съезде при условии их аккредитации в аппарате национального объединения. Съезд может принять решение о проведении закрытого заседания, на которое представители средств массовой информации не допускаются (это определяется внутренними документами Национального объединения, закон об этом умалчивает).

2. В компетенцию Съезда входят полномочия различного рода. Установленные в комментируемой статье (ч. ч. 3 - 5), они конкретизируются затем в уставах национальных объединений.

Можно условно выделить нормативные полномочия, организационные и финансовые.

К нормативным следует отнести принятие устава Национального объединения, документов, определяющих приоритетные направления деятельности Национального объединения, принципы формирования и использования его имущества.

К организационным полномочиям Съезда следует отнести:

- формирование Совета Национального объединения (далее - Совета), в том числе избрание новых членов Совета;

- решение о досрочном прекращении полномочий членов Совета;

- прекращение полномочий членов Совета, подлежащих замене в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации Объединения, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание президента Национального объединения (сроком на 4 года, как устанавливает закон);

- принятие решения о досрочном прекращении полномочий президента Национального объединения и т.д.

К финансовым полномочиям Съезда следует отнести:

- принятие решений о порядке определения способа уплаты членских и иных взносов в имущество Национального объединения;

- определение размера отчислений ГрСРО на нужды Национального объединения исходя из численности и вида ГрСРО;

- утверждение сметы расходов на содержание Национального объединения;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального объединения и т.д.

Как следует из систематического толкования настоящей статьи, Съезд в пределах своей исключительной компетенции может принимать любое решение, не противоречащее закону, при этом данное решение является обязательным как для ГрСРО, входящих в Национальное объединение, так и для членов ГрСРО, а также иных лиц. К такому выводу приходят судебные органы.

Пример: суд взыскал с общества сумму задолженности по уплате членских взносов, поскольку наличие задолженности подтверждено материалами дела. Как разъяснил суд, суд нижестоящей инстанции был не вправе устанавливать самостоятельно по своему усмотрению формулу расчета членских взносов СРО и определять размер членских взносов, которые должен уплачивать не только ответчик по настоящему делу, но и все СРО - члены объединения строителей. Определение размера отчислений СРО на нужды объединения СРО отнесено к компетенции Всероссийского съезда СРО (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 мая 2013 г. по делу N А56-34494/2012).

Демократический принцип участия в Съезде не препятствует устанавливать повышенные требования к некоторым решениям. В комментируемой статье (ч. 4) определено, что решения по вопросам избрания президента Национального объединения, определения размеров отчислений ГрСРО на нужды Национального объединения считаются принятыми, если за такое решение проголосовало более половины соответствующих ГрСРО, зарегистрированных на территории РФ. Невыполнение этого условия влечет недействительность принятого решения.