Комментарий к СТ 43 ГрК РФ

Статья 43 ГрК РФ. Проекты межевания территорий

1. Разработка проектов межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса является необязательной (в зависимости от задания на подготовку документации по планировке территории) составной частью подготовки документации по планировке территории, порядок подготовки которой определяется соответствующим Положением (см. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 77 "О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти"). При этом основанием проекта межевания территории согласно ч. 9 ст. 42 Кодекса обозначен проект планировки территории, в составе которого (или отдельно) в порядке ч. 3 комментируемой статьи осуществляется подготовка такого проекта.
Следует отметить, что общие правила межевания и установления границ земельных участков регламентированы нормами ЗК РФ, согласно ч. 5 ст. 11.4 которого проект межевания территории является основанием раздела земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Иными словами, проект межевания территории обусловливает формирование земельного участка - основного объекта правоотношений в сфере земельного законодательства. Например, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 16.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" решения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства об образовании земельных участков из земельных участков Фонда принимаются, при наличии утвержденного проекта межевания территории, в составе документации по планировке территории, в границах которой расположены земельные участки Фонда.
При разработке проекта межевания территорий в порядке СНиП 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150) должны соблюдаться три общих требования:
- установление границ проектируемых земельных участков в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды и проходы к ним;
- запрет изменения границ существующих землепользований при разработке плана межевания, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд, в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;
- запрет межевания территорий, занятых транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земель общего пользования.

2. Требованиями комментируемой статьи законодатель установил правовые основы подготовки и состава проектов межевания территорий, а именно:
- определение в ч. 1 настоящей статьи предмета подготовки проектов межевания территорий (застроенные и подлежащие застройке территории, расположенные в границах элементов планировочной структуры);
- обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи двух целей подготовки проектов межевания застроенных территорий, а также двух целей подготовки проектов межевания подлежащих застройке территорий;
- регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи двух видов процедуры подготовки проектов межевания территорий (в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа);
- установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи правил определения размеров земельных участков в границах застроенных территорий с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий;
- определение в ч. 5 настоящей статьи исчерпывающего перечня восьми категорий сведений в составе проекта межевания территории, включающего в себя чертежи межевания территории;
- обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи правила подготовки в порядке ст. 44 Кодекса градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков в составе проектов межевания территорий.